Фильмография:
1974 Зеркало
1974 Под каменным небом
1986 Сентиментальное путешествие на картошку
1987 Филер
1991 Афганский излом
1994 Зона Любэ
1997 Дети понедельника
1998 День полнолуния
2000 Бременские музыканты и Co
2001 Часы без стрелок
2002 Одиночество крови
2011 Распутин (Россия, Франция)
2012 Любовь с акцентом
2013 Три мушкетёра
2014 Гетеры майора Соколова
2014 Звезда
2014 Охотники за головами
2014 Чудотворец
2015 Таинственная страсть
2016 Брут (Беларусь, Россия, Румыния, США, Украина) - короткометражный
2018 Свидетели (Беларусь, Израиль, Польша, Россия, Франция, Чехия)
2019 Секта
2020 Иван Денисович
2020 Номер 1
2021 Контейнер
2021 Мы
2022 Аксентьев
2022 Карамора
2022 Контейнер-2
2022 Монастырь
2022 Тень. Взять Гордея
2023 Волшебный участок
2023 Контейнер-3
2023 Царская прививка
2023 Чёрное облако
2024 Прелесть
2024 Приход
2024 Проект "Прометей"
2024 Самая большая луна
2025 Лихие
Режиссёр:
2002 В движении
2005 Статский советник
2006 Меченосец
2008 Каменная башка |
ЯНКОВСКИЙ
Филипп Олегович
Родился 10.10.1968, Саратов
Сын Олега Янковского
Филипп Янковский родился 10 октября 1968 года в Саратове в театральной семье.
Всех мужчин у Янковских тянуло к неожиданному и яркому, манило изображать, играть
что-то. Актерство - это не профессия, это заболевание семьи Янковских. Первым
«заболел» самый старший – Ростислав Янковский, а за ним и младший
Олег Янковский, отец Филиппа, повзрослев, уехал из родного Минска в Саратов,
учиться в театральном училище. Там и женился на студентке Лидии Зориной, маме
Филиппа, вскоре ставшей знаменитой актрисой. В то время у саратовских театралов
было: «А кто такой этот Олег Янковский?» - «А это муж Зориной!» Гастроли Саратовского
театра в Ленинграде перевернули жизнь семьи Олега Янковского и Лидии Зориной.
Сразу два мэтра, московский Марк Захаров и ленинградский Игорь Владимиров, одновременно
пригласили молодых актеров к себе. Семья предпочла Москву. Здесь, в киношно –
театральной среде и вырос Филипп. Он с детства знал , , дружил со Степаном Михалковым, сыном .
Актерское образование Филипп получил в Школе-студии МХАТ, где обучался в мастерской
Олега Табакова (1990), а в 1994 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская
Владимира Наумова).
Кинороли
В кино Филипп Янковский дебютировал в возрасте пяти лет, сыграв в биографической
ленте величайшего российского кинорежиссера второй половины XX века Андрея Тарковского
«Зеркало» и героической киноповести режиссеров Кнута Андерсена и Игоря Масленникова
«Под каменным небом». В обеих картинах рядом с юным Филиппом был его знаменитый
папа. Мальчик успешно справился со своими ролями. Так в драме «Зеркало» Филипп
сыграл своего ровесника Алешу, создав, по сути, образ двойника автора картины,
то есть самого Тарковского в детские годы.
Следующее возвращение Филиппа на киноэкран состоялось спустя двенадцать лет.
Его молодежные роли окрашены в романтические цвета. Так в социально-психологической
драме Дмитрия Долинина «Сентиментальное путешествие на картошку» (1986) Янковский
создал собирательный образ городского «домашнего» юноши, который, став студентом
и попав вместе с группой в колхоз убирать картофель, впервые познал цену настоящих
и выдуманных чувств. А в военной драме Владимира Бортко «Афганский излом», рассказывающей
о последних днях войны в Афганистане, молодой Янковский предстал перед зрителями
в роли романтического юноши Никиты Стеклова.
Природа не всегда отдыхает на детях одаренных людей. Иногда она передает по
наследству лучшие качества. Именно так и произошло с Филиппом Янковским. Уже в
первых своих работах он продемонстрировал высокую актерскую технику, получив признание
и среди зрителей, и в профессиональной среде. Немаловажным фактором стало и природное
обаяние Филиппа, так присущее всем Янковским. Ну, как можно было устоять перед
его обворожительной улыбкой и озорными, глубокими глазами! Благодаря этим качествам
у Филиппа получился замечательный образ Монаха в картине Карена Шахназарова «День
полнолуния». Эта потрясающая притча, которая свела воедино все любимые мотивы
режиссера, собрала большое количество призов на самых различных кинофестивалях.
Актерская пластичность позволила Филиппу Янковскому органично выглядеть в главной
роли Молодого Трубадура в картине «Бременские музыканты и К», поставленной Александром
Абдуловым по мотивам мультфильма Юрия Энтина и Василия Ливанова «Бременские музыканты».
Фильм повествует о вечной, как мир, истории любви и дружбы, о преемственности
поколений. В образе Трубадура Филипп воплотил черты современного молодого парня,
добавив немного и своего характера.
Режиссура. Такие разные фильмы
Параллельно киноролям Филипп Янковский активно работал в рекламе и шоу-бизнесе.
Свою карьеру режиссера-постановщика он начинал не с блокбастеров, а с рекламных
роликов и музыкальных клипов, постепенно подготавливая себя к большему. Его час
в кино наступил в 2002 году, когда Филипп снял свою первую картину – «В движении».
Картина рассказывала о жизни успешного и незаменимого журналиста Саши Гурьева
(Константин Хабенский), зарабатывающего на сенсациях. Динамичный, захватывающий
фильм молодого режиссера пришелся «по вкусу» зрителям.
С кинолентой «Статский советник» было немного сложнее: здесь Филипп Янковский
был приглашенным режиссером. У проекта уже была сложившаяся структура – сценарий
был сделан под Никиту Михалкова, но это не смутило режиссера. Не смотря на молодость,
Филипп поставил сильную серьезную картину с глубоким смыслом. Немаловажной заслугой
режиссера стало и то, что он сумел объединить звездный актерский состав (Олег
Табаков, Мария Миронова, Владимир Машков, Михаил Ефремов, Федор Бондарчук и др.)
в коллектив единомышленников. На площадке царила прекрасная атмосфера, все много
шутили и импровизировали. А ведь, как известно, именно в таких условиях и рождаются
хорошие картины.
«Статский советник» имел успешный прокат. И все же эта картина не давала Филиппу
Янковскому простора для бурной режиссерской фантазии, не позволяла ему выйти за
рамки акунинской прозы. Поэтому сразу же после «Статского советника» Янковский
решил сделать что-то современное, чтобы в сюжете главной была любовь, и при этом
оставался простор для новаторства. Тут то Сергей Михайлович предложил ему «Меченосца».
Проект привлек режиссера еще и тем, что в нем было очень мало текста, картину
описали всего на шестнадцати листах. Главные герои Чулпан Хаматовой и Артема Ткаченко
практически ничего не говорили. Тут главенствовала пластика изображения. А еще
Янковский отошел от главного своего принципа - в «Меченосце» нет тех актеров,
которых он раньше снимал, зато была новая отличная команда: уравновешенный Алексей
Горбунов, блистательная Татьяна Лютаева, роскошный Алексей Жарков, который потрясающе
сыграл свою яркую, но, к сожалению, небольшую роль...
«Каменная башка»
«Полтора года тяжелейшего труда». Именно так назвал Филипп Янковский работу
над своим самым серьезным фильмом, арт-нуаровской драмой «Каменная башка» с Николаем
Валуевым в главной роли. Да, именно, боксер-тяжеловес Николай Валуев стал с легкой
руки Филиппа Янковского Валуевым-актером. Однако, несмотря на все комфортные условия
съемок, спортсмен не сразу согласился принять участие в проекте. А вот главный
режиссер фильма Филипп Янковский ни минуты не сомневался, что играть главного
героя должен именно он. И, в конце концов, Валуева увлекли энтузиазм актеров и
уверенность режиссера в его «киношных силах». И со своей ролью провинциального
спортсмена, который потерял память в результате автокатастрофы, король ринга справился
превосходно.
Филипп и Оксана
Почти во всех картинах Филиппа Янковского снималась его супруга – очаровательная
актриса Оксана Фандера. В фильме «В движении» она исполнила роль Веры, умной и
красивой женщины, жены журналиста Саши Гурьева. В «Статском советнике» Оксана
предстала в образе сухой и долговязой террористки по кличке Игла, а в «Каменной
башке» ее героиней стала Таня, - хитрая женщина, пользующаяся потерей памяти главного
героя.
Примечательно то, что никому в голову не пришло упрекнуть Филиппа в том, что
он постоянно снимает свою жену. Ответ прост и кроется в словах самого Филиппа:
«Я беру актеров не потому, что они друзья или родственники. Оксана – прекрасная
актриса и главное – в моих картинах у нас замечательный тандем». При этом он заявляет,
что хотя и советуется порой с женой, но главное слово остается за ним: «Это мой
фильм, а она актриса. У нас отношения так выстроены, что я советуюсь, только когда
у меня действительно есть в этом необходимость. Она у меня тоже в этом смысле
человек понимающий, сама никогда не лезет».
Игорь BIN, Катя ТУР
Использованные материалы:
Дмитрий Быков, "День полнолуния", журнал "Искусство кино",
ноябрь 1998 г.
Денис Данилов, "Меченосец" Филиппа Янковского", интервью, октябрь
2006 г.
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 года.
"И "Меченосцы" любить умеют", "Российская газета",
13.10.2006 г.
Дмитрий Зеленцов, "Янковский покинул жену", июнь .2006 г. http://www.dni.ru
Татьяна Гиль, "Филипп Янковский: "Мы отвыкли от серьёзных фильмов",
сайт "woman.ru"
Татьяна Ахремчик, "Дважды папа, дважды дед", газета "Народная газета"
,март 2006 г.
Андрей Захарьев, «Филипп Янковский: "Кино принадлежит мужчинам"», http://visages.ru
|