Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: ИСТОРИИ ::.

БАЯЗЕТ

Историческая драма по роману Валентина Пикуля.
Россия, 2003, цв., в 12 сериях

Режиссеры: Николай Стамбула, Андрей Черных..

В ролях: Ольга Будина (...Ольга Хвощинская), Сергей Баталов (...Трехженный), Игнат Акрачков (...Клюгенау), Алексей Серебряков (...кавалергард Карабанов), Виктор Соловьев (...полковник Хвощинский), Борис Химичев (...полковник Пацевич), Александр Дьяченко (...Ватнин), Александр Тютин (...Штоквиц), Александр Ефимов (...поручик Латышев), Юрий Назаров (...Хренов), Владимир Волга (...Евдокимов), Сергей Удовик (...Постный), Эвклид Кюрдзидис, Валерий Баринов (...управляющий), Сергей Греков (...Сивицкий), Геннадий Матвеев (...Потресов), Леонид Громов (...Егорыч), Федор Смирнов (...Ожогин), Вячеслав Гришечкин (...казначей), Олег Морозов (...Некрасов), Жан Даниэль (...Фаик-Паша)..

Солдатушки, бравы ребятушки...

С Баязетом и его героической обороной связан один из эпизодов русско-турецкой войны (1877—1878 гг.). Двадцать четыре дня длилась осада крепости, где находился русский гарнизон. Полторы тысячи русских солдат и офицеров мужественно противостояли напору тридцати тысяч турок. «В принципе это наша первая Брестская крепость, просто мы про это не знаем», — сказал актер Сергей Баталов. Задача же создателей телевизионного проекта «Баязет» (генеральный продюсер Владилен Арсеньев), который снимается по известному роману Валентина Пикуля для телеканала «Россия», — показать зрителям малоизвестные страницы российской истории. Так, чтобы на протяжении двенадцати вечеров люди садились к телевизору и с интересом смотрели на события, происходившие полтора века назад.

Натуру для съемок искали долго и тщательно. И в Армении, и в России, и в Болгарии. Многомесячные поиски привели в Сирию, где великолепно сохранилась крепость Крак-де-Шевалье. А когда выяснилось, что недалеко от крепости находится гостиница, где могли бы разместиться актеры, рассеялись последние сомнения.

Новая проблема, возникшая перед группой, — зоологическая. Фильм исторический, военный, с батальными сценами, а значит, требующий большого количества лошадей. Так как везти животных из России дорого, было решено найти их на месте и провести по возможности лошадиный кастинг. Прекрасные внешние данные лошади вовсе не говорят о том, что она может сниматься в кино. Тут главное — характер животного. Чтобы спокойная была лошадка, смирная и непугливая. Много достойных сирийских скакунов пересмотрели постановщик трюков Владимир Карпович и каскадер Ирбек Персаев, не ленились расспрашивать о родословной и привычках, прежде чем выбрали лошадей для массовки и двенадцать — «на главные роли». И не ошиблись, попали в точку. Одна из самых трудных сцен — спуск с края крутого оврага русского обоза. Пушки, боеприпасы, измученные голодные лошади, люди, еле стоящие на ногах и не спавшие двое суток. Надо было снять падение обессилевшей лошади вместе с обозом. Долго репетировали, чтобы не только снять сцену эффектно и вместе с тем правдиво, но и чтобы животное не покалечить.

«Самое главное — с лошадкой разговаривать. Я, например, всегда говорю ей: «Бравушки, лошадка, ай, молодец!» И еще угощение немаловажно: у нас под морковочку лошадки работали», — говорит Ирбек Персаев. Артисты каждый раз норовили после обеда уйти с полными карманами хлеба и сахара, чтобы через прикорм обязательно подружиться со своими четвероногими партнерами. Одна из выбранных в Дамаске лошадей оказалась просто находкой для кино. Она и анжуру через пару недель научилась: делала поклон, вставая на передние ноги. И бегала во время перерыва непривязанная. Все артисты, без исключения, хотели сесть именно на нее, ведь профессиональных навыков почти ни у кого не было.

«Перед съемками я честно признался, что не только ездить не умею, но и в седле никогда не сидел. «Ничего, — успокоили меня. — Научим». В Москве с занятиями и тренировками не получилось. А когда приехали в Дамаск, то съемка была назначена уже на следующее утро. Какие уж тут занятия с инструктором! Увидев включенную камеру, я и заикнуться не посмел, что сажусь в первый раз на лошадь. Тем более что режиссер кричит: «Давай на лошадь!» На актеров слово «давай» действует магически. Сел и поскакал рысью», — вспоминает Сергей Баталов.

В фильме у него роль казака, вахмистра Трехженного. И самая большая борода. Полтора века назад было не принято ходить с «голым лицом». Каждый мужчина выбирал, чем его украсить — бакенбардами, усами или бородой. Так что на съемках «Баязета» работы для гримеров Володи и Марины было невпроворот. Сколько разных усов и бород пришлось наклеить, подрезать, приладить на весь гарнизон русских воинов! И при этом подобрать их к типу лица, цвету волос и бровей. А в перерывах между дублями еще и научить актеров все это носить.

Надолго запомнился группе эпизод отступления русских. Сдают позиции наши, уходят, а упрямый вахмистр Трехженный — ни в какую: «Разрешите остаться, готов умереть за родину!» И в атаку бежит, вперед. Горы, колючки, камешки мелкие в лицо летят, пыль... Замечательный дубль получился, да только с гримом неувязочка. Половину своей колоритной бороды Трехженный потерял где-то по дороге. Невероятно, но съемочная группа, одержимая желанием во что бы то ни стало снять патриотический порыв воина, потерянный кусок бороды все же нашла.
Развлечения для съемочной группы, состоявшей преимущественно из мужчин, в далекой Сирии были разные. Во-первых, все с удовольствием попивали арак. Это виноградная водка с добавлением аниса. По причине крепости, пятьдесят два градуса, ее разводят в пропорции один к трем. Уверяют при этом, что арак весьма способствует пищеварению. Во-вторых, арабские танцы с местным населением под ситар и барабаны. Актеры признавались, что после третьего стакана арака они танцевали не хуже местных. «Было и еще одно «экстремальное» развлечение, — вспоминает актер Игнат Акрачков, исполнитель роли поручика фон Клюгенау, — консумация. Это вроде того же стриптиза, но только без раздевания». Но скромные радости мужского досуга исчезали мгновенно с приездом Ольги Будиной. Оля параллельно снималась в другой картине, поэтому была вынуждена часто улетать. Но зато каждый раз ее возвращение из России — с черным хлебом, селедкой, салом — становилось маленьким праздником для всей съемочной группы.

Героиня Будиной дворянского происхождения, тоже Ольга. Несколько лет назад в ее жизни была большая любовь к Андрею Карабанову, но замуж она вышла за другого. Баязет становится в жизни Ольги тем местом, где она встречает своего бывшего возлюбленного, а война с турками — тем фоном, на котором складываются их непростые взаимоотношения. «Очень русский фильм, очень национальный. И образ Ольги, сильной женщины, которая останавливает бегущих с поля боя солдат, меня привлекает глубиной и неоднозначностью», — рассказывает Ольга Будина. Роль возлюбленного Ольги играет Алексей Серебряков. В фильме также снимались Виктор Соловьев, Юрий Назаров, Борис Химичев, Леонид Громов, Александр Тютин, Александр Дьяченко, Славик Степанян и известные актеры из Сирии и Ливана.

Зуфера Шеховцова,
Источник: ТВ-Парк

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.