1949 Падение Берлина
1950 Секретная миссия
1951 Незабываемый 1919 год
1953 Корабли штурмуют бастионы
1953 Адмирал Ушаков
1955 В квадрате 45
1956 Урок истории (СССР, Болгария)
1960 Тучи над Борском
1961 В начале века
1965 Так я пришел (Венгрия)
1965 Война и мир
1967 Возмездие
1968 Шестое июля
1968 Случай из следственной практики
1968 Ошибка Оноре де Бальзака
1969 Штрихи к портрету В.И.Ленина
1969 Адъютант его превосходительства
1971 Последний рейс "Альбатроса"
1972 Визит вежливости
1973 Здесь наш дом
1974 День приёма по личным вопросам
1974 Выбор цели
1975 Полковник в отставке
1975 Ольга Сергеевна
1975 Н.А. Некрасов. Русские женщины - фильм-спектакль
1975 Кружилиха - фильм-спектакль
1976 Сибирь
1976 Обычный месяц
1976 Всегда со мною...
1978 Отец Сергий
1979 Горное гнездо - фильм-спектакль
1979 Активная зона
1980 К кому залетел певчий кенар...
1982 Формула памяти
1982 Солнечный ветер
1982 На краю бездны - фильм-спектакль
1982 Место под солнцем - короткометражный
1982 Василиса Мелентьева - фильм-спектакль
СОЛОВЬЕВ
Иван Иванович
07.04.1910, Пятигорск - 03.12.1982, Ленинград
Народный артист РСФСР (1963)
Народный артист СССР (1980)
Кавалер Ордена Октябрьской Революции
Кавалер Орден «Знак Почёта»
Детство и юность
Иван Соловьев родился в 1910 году в Пятигорске в семье агронома. Его детство
пришлось на трагический для страны период – Первую мировую войну, февральскую
и октябрьскую революции, Гражданскую войну и интервенцию. Затем наступило мирное
время, Иван учился в школе и увлеченно занимался в драмкружке. Впрочем, тогда
о том, что театр войдет в его жизнь навсегда, он вряд ли предполагал.
После окончания школы Иван поступил на Сталинградский тракторный завод, где
проработал пять лет. Лишь в 1934 году он решился круто изменить свою жизнь и отправился
в Москву...
Театр Ермоловой
В столице Иван Соловьев сдал экзамены и поступил в театральную студию под руководством
Н.П. Хмелева. Николай Павлович сыграл огромную роль в становлении молодого актера.
Иван Соловьев рассказывал «Хмелев потряс меня глубиной своих взглядов на искусство,
на человека в искусстве, на роль актера в обществе. Он открыл мне новый огромный
мир, о существовании которого я раньше и не предполагал».
В 1937 году студия Н.П. Хмелёва была объединена с Театром им.Ермоловой, и Иван
Соловьев влился в новый коллектив. Одной из первых работ актера на этой сцене
стала роль Робина в спектакле «Время и семья Конвей» по пьесе Пристли.
В целом же поначалу в творчестве Ивана Соловьева преобладали герои новой социальной
формации – современные люди, наделенные беззаветным патриотизмом чувством долга
перед Родиной и народом. Среди таких его персонажей стоит отметить Сергея Луконина
в постановке «Парень из нашего города» (192) по пьесе Константина Симонова, Осередько
в спектакле «Далеко от Сталинграда» (1946) по пьесе Анатолия Сурова, комиссара
Руднева в спектакле «Люди с чистой совестью» (1946) по повести Петра Вершигоры,
полковника Воропаева в спектакле «Счастье» (1948) Петра Павленко и Станислава
Радзинского.
Со временем репертуар Ивана Соловьева на сцене значительно расширился, позволив
таланту актера заблистать новыми красками. Большим успехом Ивана Соловьева стала
роль Несчастливцева в спектакле «Лес», поставленном по одноименной драме А.Н.Островского,
где актер создал образ умного, тонкого, интеллигентного человека. А в трагедии
А.Глобы «Пушкин» Соловьев уже предстал в образе надменного и самовлюбленного царского
приспешника Бенкендорфа. Среди заметных ролей актера стоит также отметить Эдварда
Люне в «Европейской хронике» А. Арбузова, Джифорда в «Чужих» Хентера, преуспевающего
губернатора Вилли Старка в спектакле «Вся королевская рать» Р.-П. Уоррена, маленького
чиновника и тихого пропойцу Прозорова в спектакле «Горное гнездо» Д. Мамина-Сибиряка.
Одной из лучших ролей Ивана Соловьева на сцене стал генерал Хлудов в постановке
знаменитой пьесы Михаила Булгакова «Бег», посвященной теме Гражданской войны.
Актер блестяще воплотил образ человека умного и одаренного, но вместе с тем жестокого
и беспощадного, показал крах его идеалов, а отсюда и моральный крах самой личности.
В 1957-1958 годах Иван Соловьев был командирован в ГДР в театр Группы советских
войск. Там он выступил в качестве режиссера, поставив лирическую комедию Владимира
Киршона «Чудесный сплав».
По возвращению в Москву Соловьев продолжил работу в Театре им.Ермоловой. Параллельно
Иван Иванович преподавал в студии театра имени Ермоловой, а также с 1960 года
был руководителем Студенческого театра Московского университета. В МГУ в 193 году
им была осуществлена постановка всемирно известной пьесы Фрэнсиса Гудриха и Альберта
Хакетта «Дневник Анны Франк», в основу которой легли подлинные записи еврейской
девочки, погибшей в фашистском концлагере.
Кино
Иван Соловьев регулярно снимался в кино и на телевидении. Однако здесь, в отличие
от театра, ярких, звездных работ, достойных его таланта, у актера не было. Дебютировал
он в 1949 году ролью американца Джонсона в фильме «Падение Берлина» и в дальнейшем
появлялся на экране он исключительно в ролях второго или третьего плана.
Среди его киногероев: адмирал Коуэн в историческом фильме «Незабываемый 1919
год», адмирал Нельсон в историко-биографическом фильме «Адмирал Ушаков», майор
Румянцев в приключенческо-шпионском фильме «В квадрате 45», Шиншин в экранизации
романа Льва Толстого «Война и мир», член ЦК партии левых эсеров Андрей Лукич Колегаев
в исторической драме «Шестое июля», командующий фронтом Иван Петрович в военной
драме «Возмездие», следователь Александр Александрович Вага в детективе «Случай
из следственной практики», Резников в историко-приключенческом телесериале «Адъютант
Его Превосходительства», директор ГРЭС Барчуков в социальной драме «День приёма
по личным вопросам», преосвященный Никодим в драме «Отец Сергий», академик Иван
Архипов в социальной драме «Формула памяти».
Последние годы
В последние годы Иван Иванович Соловьев выступал в Театре им.Ермоловой и в
качестве актера, и в качестве режиссера. Зрители рукоплескали его постановкам
«Грамматика любви» по произведениям Ивана Бунина и «Конец - делу венец» по одноименной
комедии Уильяма Шекспира (также известной под названием «Всё хорошо, что хорошо
кончается»). Иван Иванович щедро делился своим опытом, ведя педагогическую деятельность,
а широкая публика могла ознакомиться с его книгами «Монолог под занавесом» (1979)
и «По собственному опыту» (1982).
Еще Хмелев отмечал дарование Ивана Соловьева, как актера, особенно яркого в
образах отрицательного обаяния. Именно такого плана стала и его последняя роль
на сцене – Иван Грозный в драме «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского и С. Гидеонова.
Эта постановка была экранизирована Творческим объединением «Экран». Вот только
премьера на экране состоялась уже после смерти актера.
Иван Иванович скончался 3 декабря 1982 года во время гастролей Театра имени
Ермоловой в Ленинграде. Похоронили его в Москве на Введенском кладбище.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Материалы сайта http://www.ermolova.ru
«Сто лет со дня рождения Ивана Соловьева» http://tvkultura.ru