Фильмография:
1961 Горизонт
1962 На семи ветрах
1963 Под землёй - короткометражный
1963 Конец и начало
1964 Ракеты не должны взлететь
1965 Хочу верить
1965 Сердце матери
1966 Чужое имя
1966 Первая любовь - короткометражный
1966 Кто вернётся - долюбит
1967 Операция "Трест"
1967 Десятый шаг
1968 Любовь Серафима Фролова
1970 Поезд в завтрашний день
1972 Пётр Рябинкин
1972 Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
1973 Семнадцать мгновений весны
1973 Новоселье в будний день
1973 Молчание доктора Ивенса
1973 Дед левого крайнего
1973 Анискин и Фантомас
1974 Жребий
1975 Бегство мистера Мак-Кинли
1977 Бухта радости
1978 Плата за истину
1978 Мятежный "Орионъ"
1978 Артём
1980 Крах операции "Террор"
1981 Фронт в тылу врага
1981 Приказ: огонь не открывать
1982 Владивосток, год 1918
1983 День командира дивизии
1984 Снег в июле
1984 На миг оглянуться...
1984 Мёртвые души
1986 Досье человека в "Мерседесе"
1989 Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным
1989 Когда мне будет 54 года
1989 Этюды о Врубеле
1990 Мне не забыть, не простить
1992 Разыскивается опасный преступник
1995 Под знаком Скорпиона
2007 Слуга Государев
2004 Дзисай
2007-2008 Мачеха
2008 Туман рассеивается
2008 Галина
2008 Взрослые игры
2009 Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе (Россия, Украина)
2009 Офицеры-2
|
САФОНОВ
Алексей Васильевич
Родился 08.10.1938, Загорск (ныне - Сергиев Посад)
Заслуженный артист РСФСР (1991)
Детство
Алексей Сафонов родился 8 октября 1938 года в подмосковном Загорске. Сегодня этот город носит название Сергиев Посад. Родители Алексея были далеки от мира искусства - они трудились на Загорском оптико-механическом заводе (ЗОМЗ). Отец возглавлял отдел труда, а мама была начальником бюро труда и зарплаты.
Алексею не исполнилось и трёх лет, когда началась Великая Отечественная война. Семья отправилась в эвакуацию в Томск. Там родители Алексея работали на оборонном заводе. После окончания войны Сафоновы вернулись в Москву.
Среди близких родственников Алексея был человек непосредственно связанный со сценой – его родной дядя Пётр Григорьевич Сафонов, служивший актёром в Московском областном театре. Он-то и повлиял на выбор профессии мальчика. Алексей часто посещал спектакли, бывал за кулисами, и вся эта атмосфера его очень привлекала. В старших классах он записался в драматический кружок, а после окончания школы отправился в Москву поступать в театральный вуз.
Студенческие годы
В столице Алексею Сафонову удалось с первого раза поступить во ВГИК на курс известного педагога Ольги Ивановны Пыжовой. Учиться ему довелось вместе с Тамарой Сёминой и Натальей Кустинской – в будущем ставшими звёздами отечественного кинематографа.
В 1971 году (в год окончания ВГИКа) Алексей дебютировал на киноэкране. Известный режиссёр Иосиф Хейфец доверил начинающему актёру одну из главных ролей в своей киноповести «Горизонт». Фильм повествовал о двенадцати выпускниках, приехавших на целину. Там вчерашним школьникам предстояло столкнуться с различными трудностями (неустроенностью в быту, тяжёлым трудом) и по-настоящему возмужать. Алексей Сафонов сыграл одного из этих ребят – Сергея Новоскольцева, создав образ парня, привыкшего верховодить и распоряжаться. Такой характер приводит к конфликту с окружающими и даже толкает Сергея к мысли покинуть целину. Однако чувство ответственности и товарищества всё же берёт верх, заставляя молодого человека измениться.
Роли в советском кинематографе
После окончания ВГИКа Алексей Сафонов был зачислен в штат киностудии имени Горького и начал регулярно сниматься в кино. Он сыграл коммуниста Мемоса в драме «Конец и начало», разведчика Смолякова в короткометражке «Под землёй», журналиста Алексея Трофименко в военной драме «Хочу верить» и ряд других ролей.
Первым большим успехом для Алексея Сафонова стала роль чекиста Владимира Стырне в знаменитой детективно-шпионской драме «Операция "Трест"», поставленной в 1967 году режиссёром Сергеем Колосовым по роману Льва Никулина «Мёртвая зыбь». Фильм повествовал о работе ВЧК по выявлению и ликвидации на территории СССР контрреволюционного подполья в начале 20-х годов. Сегодня можно по-разному относиться к тому, как были показаны события в фильме, но то, что он был поставлен на высококачественном уровне – не вызывает сомнений. Напряжённый и динамичный сюжет, отличные актёрские работы – всё это привело к тому, что картина Сергея Колосова ещё долгое время оставалась в числе любимых у многих зрителей, а Алексею Сафонову она принесла широкую известность.
Ещё одной этапной работой Алексея Сафонова стала роль штурмбанфюрера СС Юргена Рольфа в легендарном фильме Татьяны Лиозновой «» (1973). Надо заметить, что актёр поначалу с сомнением воспринял приглашение на данную роль, но затем материал ему показался интересным, и он согласился. В итоге Сафонов создал образ жестокого и даже отчасти неуравновешенного эсэсовца, проводящего допрос русской радистки и угрожающей ей здоровьем младенца. Персонаж получился настолько впечатляющим, что повлиял на дальнейшую кинокарьеру актёра – впоследствии отрицательные роли Сафонову доставались чаще, нежели положительные.
Многим зрителям запомнилась роль Алексея Сафонова в знаменитом детективе «» (1973). Там он сыграл киномеханика Григория Петровича Голубкова, оказавшегося очень хитрым организатором ограбления. Немного наивный, но добрый и поучительный детектив мгновенно стал настоящим хитом. Среди других работ Сафонова в 70-е годы можно отметить роли священника в фантастической притче «Бегство мистера Мак-Кинли», Гиллера в приключенческом фильме «Мятежный "Орионъ"», Авилова в биографической драме «Артём». В 80-е годы актёр блестяще сыграл группенфюрера Вольфа в военной драме «Фронт в тылу врага», Бронникова в военной драме «День командира дивизии», прокурора Сергея Авдеевича в экранизации «Мёртвых душ», агента иностранной разведки Колгерта Алекса в приключенческо-шпионском фильме «Досье человека в "Мерседесе"» и ряд других ролей.
Российский период
В начале 90-х годов российский кинематограф поразил глубокий кризис. Фильмов снималось мало, а те, что выходили, зачастую были невысокого качества. Актёрский штат Киностудии имени Горького практически разрушился. Оставшись без работы в кино, Сафонов стал искать себя в других областях. Вместе с пианистом Виктором Лензоном они создали музыкально-поэтическую программу «Скрябин и серебряный век русской поэзии», в которой актёр читал под музыку Скрябина стихотворения Иванова, Мандельштама и Пастернака. Также в 90-е годы Алексей Сафонов начал писать пьесы. Две из них были поставлены в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.
Известен Алексей Сафонов и как мастер дубляжа. В этой сфере он активно работал ещё в советский период, а в 90-е годы им были озвучены такие фильмы, как «Пятый элемент» и «Идеальное убийство».
В 2000-х годах Алексей Сафонов вернулся в кинематограф. Сначала он исполнил небольшие роли в комедии «Дзисай» и историко-приключенческом фильме «». В 2007-2008 годах актёр принял участие в съёмках мелодраматического сериала «Мачеха» и его продолжении «Взрослые игры», в которых сыграл заметную роль Никиты Ильича, дедушки Тимки. В 2008-2009 годах Алексей Сафонов снялся в исторической драме «Туман рассеивается» (начальник контрразведки ЦРУ Энглтон), мелодраме «Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе» (Поль Бланк), боевике «Офицеры-2» (генерал).
Игорь BIN
Использованные материалы:
материалы Википедии
|