Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Николай Охлопков_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Николая Охлопкова

Фильмография:

1924 Банда батьки Кныша
1924 Гонка за самогонкой
1925 За чёрное сердце
1926 Предатель
1926 Бухта смерти
1927 Митя
1932 Дела и люди
1937 Ленин в Октябре
1938 Александр Невский
1939 Ленин в 1918 году
1940 Яков Свердлов
1941 Боевой киносборник №7
1943 Кутузов
1947 Свет над Россией
1948 Повесть о настоящем человеке
1950 Огни Баку
1950 Далеко от Москвы

Режиссёр:
1927 Митя
1928 Проданный аппетит
1930 Путь энтузиастов
1967 Медея - фильм-спектакль

Сценарист:
1930 Путь энтузиастов



ОХЛОПКОВ
Николай Павлович

02.15 (15.05).1900, Иркутск - 08.01.1967, Москва

Народный артист РСФСР (1942)
Народный артист СССР (1948)
Лауреат Сталинской премии (1941, за роли в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»)
Лауреат Сталинской премии (1949, за роль в фильме «Повесть о настоящем человеке»)
Лауреат Сталинской премии (1951, за роль в фильме «Далеко от Москвы»)
Лауреат Сталинских премий за театральные работы (1947, 1949, 1951)
Кавалер Ордена Ленина (1954)
Кавалер трёх Орденов Трудового Красного Знамени (1938, 1947, 1960)
Кавалер Ордена Красной Звезды (1944, за роль в фильме «Кутузов»)
Награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946) и «В память 800-летия Москвы» (1948)

Детство и юность

Николай Охлопков родился в 1900 году в городе Иркутске. Его родители Павел Иосифович и Юлия Филипповна были небогатыми дворянами. Павел Иосифович служил полковником Русской императорской армии, принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах. После революции 1917 года он принял сторону Советской власти и в Гражданскую войну занимался мобилизацией в Красную Армию.

Николай Охлопков получил хорошее образование. До революции он учился в Иркутском кадетском корпусе, в музыкальной школе по классу виолончели, а также в художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова (последнее, видимо, под влиянием старшей сестры Надежды и дядьёв по материнской линии, которые занимались живописью). Тогда же Николай Охлопков впервые выступил в качестве актёра, приняв участие в любительской постановке спектакля «Свадьба» в роли телеграфиста Ятя.

Видимо, первый актёрский опыт произвёл на Николая сильное впечатление, поскольку в 1917 году Николай Охлопков устроился в Иркутский городской театр, пусть и в качестве мебельщика-декоратора. Зато уже спустя год он стал актёром труппы, и прослужил этой сцене до 1921 года. Кроме этого, Николай активно выступал на площадях с декламацией стихов Маяковского, а в 1919 году стал одним из организаторов Иркутского Молодого театра. Под его руководством был поставлен спектакль «Мистерия-буфф».

Театральные работы в 20-е годы

В 1921 году Николай Охлопков был направлен на обучение в Москву. Он был зачислен на актёрское отделение Государственных экспериментальных мастерских (ГЭКТЕМАС). Здесь он проучился до 1923 года, параллельно играя в Московском театре Революции.

В 1923 году Охлопков был принят в Театр имени Мейерхольда (ТиМ), причём произошло это довольно забавно. Во время репетиции спектакля «Великодушный рогоносец» режиссёру понадобился высокий парень, и он обратился с этим вопросом к присутствующим студентам. Товарищи буквально вытолкнули вперёд Николая. В результате юноша получил роль Волопаса и в тот же день он был зачислен в труппу…

Сцене Театра имени Мейерхольда Николай Охлопков прослужил до 1926 года. Среди наиболее известных его работ в этот период можно выделить роли Старого лодочника в спектакле «Рычи, Китай» и Качалы в спектакле «Смерть Тарелкина». Параллельно Охлопков учился на режиссёрском отделении ТИМа.

Кино в 20-е годы

В кино Николай Охлопков начал сниматься в 1924 года. Первое время актёр исполнял эпизодические роли: скрипач в приключенческом фильме «Банда батьки Кныша», часовой в исторической драме «За чёрное сердце», матрос в историческом фильме «Бухта смерти» и другие.

В 1927 году Охлопков дебютировал в качестве кинорежиссёра, поставив на Одесской кинофабрике ВУФКУ бытовую комедию «Митя», где сам же исполнил главную роль. Чуть позже на той же киностудии им была осуществлена постановка научно-фантастического фильма «Проданный аппетит», а в 1930 году на московской студии Совкино он снял революционную драму «Путь энтузиастов». Все эти три картины не сохранились.

Реалистический театр

Благодаря полученному режиссёрскому образованию, Николай Охлопков в 1930 году возглавил Реалистический театр в Москве. Здесь он поставил спектакли: «Разбег» (по очеркам Владимира Ставского), «Мать» (по роману Максима Горького), «Железный поток» (по повести Александра Серафимовича), «Аристократы» (по пьесе Николая Погодина). Все постановки пользовались успехом зрителей и имели в целом положительную критику. Особо стоит отметить спектакль «Аристократы», вышедший в 1935 году, который стал знаменательным событием в театральной жизни столицы. Известный писатель Демьян Бедный характеризовал его, как «свежее, радостное, жизнеутверждающее представление». Очень высоко об «Аристократах» отзывался знаменитый писатель Бертольд Брехт.

В 1936 году Николай Охлопков осуществил постановку трагедии Шекспира «Отелло». Спектакль подвергся резкой критике – режиссёра обвинили в формализме и искажении первоисточника. Прохладно отнеслась критика и к следующим работам Охлопкова – спектаклям «Кола Брюньон» по повести Ромена Роллана и «Мечта» по пьесе Михаила Водопьянова.

Параллельно работе в Реалистическом театре Николай Охлопков до 1936 года руководил Театром народного творчества.

Неудачные работы последних лет привели к кризису в Реалистическом театре, и в 1937 году было принято решение объединить его с Московским Камерным театром. Художественным руководителем нового театра был назначен Александр Таиров, а Охлопков стал его заместителем. Однако из-за принципиальных разногласий в творчестве, проработали они вместе недолго, и в 1938 году Охлопков покинул театр.

Василий Буслай и другие роли в кино в 30-е годы

В первой половине 30-х Николай Охлопков почти не снимался в кино. Единственная работа в этот период - начальник участка Захаров в производственной драме «Дела и люди». Ничем не примечательная картина осталась в истории кино, как первый звуковая лента студии «Мосфильм».

В 1937 году Охлопков принял участие в съёмках известной историко-революционной драме Михаила Ромма и Дмитрия Васильева «Ленин в Октябре». Актёр исполнил в нём роль большевика Василия, телохранителя Ленина. Фильм, не смотря на явную политизированность, пользовался успехом у зрителей и многие десятилетия регулярно демонстрировался на телеэкранах. Двумя годами позже Охлопков принял участие ещё в одной картине жанра ленинианы – «Ленин в 1918 году», где он сыграл сотрудника ВЧК Василия.

Самой яркой, поистине звёздной работой Николая Охлопкова в кино стала роль в историческом фильме Сергей Эйзенштейна «

», поставленном в 1938 году. В этой всемирно известной картине (в 1978 году по опросу киноведов мира «Александр Невский» был назван в числе ста лучших фильмов) Охлопков создал образ Василия Буслая – обаятельного, жизнерадостного, мужественного русского богатыря. Его соперничество с Гаврилой Олексичем за сердце новгородской девушки Ольги стало одной из линий фильма.

Театр имени Вахтангова

В начале 40-х Николай Охлопков в качестве приглашённого режиссёра сотрудничал с Театром имени Евгения Вахтангова, которым в то время руководил Рубен Симонов. На этой сцене он поставил в 1940 году трагедию в стихах Владимира Соловьева «Фельдмаршал Кутузов». Критики отметили спектакль, как «монументальный, массовый, живописный, несколько декларативный, с оттенком оперной торжественности». В 1942 году состоялась ещё одна его режиссёрская работа – спектакль «Сирано де Бержерак» по пьесе Ростана.

Киноработы в 1940-1950 годы

В годы Великой Отечественной войны отечественный кинематограф начал выпуск Боевых киносборников, направленных на поддержание духа советского народа. В этих киноальманахах принимали участие лучшие актёры страны. В их числе был и Николай Охлопков – он исполнил небольшие роли в новеллах «Белая ворона» и «Настоящий патриот» «Боевого киносборника №7».

В 1943 году Охлопков снялся в известном историческом фильме режиссёра Владимира Петрова «Кутузов», посвящённом великому русскому полководцу. Главную роль в той картине сыграл Алексей Дикий, а Николай Охлопков воплотил образ другого знаменитого полководца – генерала Барклая де Толли.

После окончания войны Николай Охлопков сыграл роли Антона Ивановича Забелина в историко-революционном фильме «Свет над Россией» и комиссара Воробьёва в военной драме «Повесть о настоящем человеке». За роль Воробьёва актёр был удостоен Государственной премии СССР.

Ещё одну премию Охлопков получил за роль начальника строительства нефтепровода Василия Максимовича Батманова в производственной киноповести «Далеко от Москвы», вышедшей в 1950 году. После этого Охлопков в кино больше не снимался.

Театр им. Маяковского и другая деятельность

В первые годы Великой Отечественной войны Николай Охлопков находился в эвакуации в Омске. В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен художественным руководителем и главным режиссёром Московского театра драмы. Позже, в 1954 году, Театр Драмы был переименован в Театр имени Маяковского. Этой сцене Николай Охлопков посвятил всю оставшуюся жизнь.

Первой работой Охлопкова в новом театре стала постановка символической драмы Виктора Гусева «Сыновья трёх рек». В 1947 году под его руководством вышел спектакль «Молодая гвардия» по роману Фадеева. Постановка имела большой резонанс, а режиссёр был удостоен сначала Сталинской премии первой степени, а затем звания Народного артиста СССР.

Среди лучших работ Охлопкова в последующие годы можно выделить спектакли: «Закон чести» (1948, по пьесе Александра Штейна), «Дорога свободы» (1951, по пьесе Говарда Фаста), «Гроза» (1953, по пьесе Александра Островского), «Гамлет» (1954, по трагедии Шекспира), «Гостиница „Астория“» (1954, по пьесе Александра Штейна), «Иркутская история» (1960, по пьесе Алексея Арбузова), «Медея» (1961, по пьесе Еврипида).

Интересны работы Охлопкова в жанре оперы. Так им были поставлены оперные спектакли «Декабристы» (1953) и «Мать» (1957) на сцене Большого театра и «Молодая гвардия» на сцене Михайловского театра.

На протяжении двух с половиной десятков лет (с 1936 по 1963) Николай Охлопков занимался педагогической деятельностью в ГИТИСе. Он руководил курсом мастерства режиссуры, являлся профессором ГИТИСа. Также с 1960 по 1963 год Николай Павлович вёл творческую лабораторию в ВТО. Его авторству принадлежит ряд статей по театральному искусству.

В 1954 году Охлопков был назначен заместителем министра культуры СССР. На этой должности он проработал до 1856 года.

Личная жизнь

Супругой Николая Охлопкова была Елена Ивановна Зотова-Охлопкова, режиссёр Московского театра им. В. Маяковского.

Николай Павлович скончался 8 января 1967 года после тяжёлой болезни. Елена Ивановна пережила мужа на два десятка лет – она ушла из жизни в 1988 году. Супруги похоронены вместе на Новодевичьем кладбище.

Игорь BIN

Использованные материалы:
материалы сайтов https://ru.wikipedia.org, https://www.krugosvet.ru, https://www.dramteatr.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.