1932 Изящная жизнь
1935 Летчики
1936 Цирк
1942 Годы молодые
1949 Падение Берлина
1954 Школа мужества
1954 Аттестат зрелости
1957 К Черному морю
1957 Дело было в Пенькове
1960 Девичья весна
1961 Когда деревья были большими
1963 Ход конем
1963 Коллеги
1966 Снежная королева
1966 До свидания, мальчики!
1968 Бриллиантовая рука
1971 Случай с Полыниным
1973 Чиполлино
1982 Не хочу быть взрослым
МЕЛЬНИКОВА
Евгения Константиновна
14.06 (27.06).1909, Москва - 10.09.2001, Москва
Заслуженная артистка России (1969)
Лауреат Государственной премии России имени Крупской (1982)
Лауреат актерской премии "Кумир" (1977)
Детство
Евгения Мельникова родилась 27 июля 1909 года. Она – коренная москвичка. Детство
ее прошло на 1-й Тверской – Ямской, где была церковь Василия Кесарийского. В семье
было четыре девочки. Отец работал слесарем-механиком, мама была домохозяйкой.
Детство Евгении Константиновне запомнилось встречей с царем. Ну кто такой для
девочки в1914 году был царь? «Мы выписывали журнал «Нива», и там я видела Большой
портрет Николая II, красивого, в регалиях. А тут царь должен был ехать с Ходынки.
Народу на улице было не так уж и много. И вот едет машина военная. И там сидят
двое. Один из них и был Николай II» - вспоминает Мельникова.
Актерские наклонности у девочки проявились довольно таки рано. В пять лет,
она прочла книгу "Жил да был Крокодил..." Корнея Чуковского. Эти стихи
и стали ее первым репертуаром. Она непременно должна была всем их рассказать.
Очевидно, что-то актерское было заложено в ней самой природой.
Однажды, посмотрев любительский спектакль "Золушка", поняла, что
сама не хотела бы сыграть Золушку. А вот злую сестру Берту – вполне. Так вот и
проснулись задатки характерной актрисы.
Студия "Потешное кольцо"
Девушка поступила в группу молодого интересного художественного руководителя
Федора Михайловича Никитина. Впоследствии он стал народным артистом, много работал
в Ленинграде, снимался в кино. А тогда возился с малышней. Студия называлась "Потешное
кольцо" и даже имела свое собственное знамя – фиолетовое с зеленым кольцом.
С этим знаменем студийцы ходили хоронить Вахтангова.
А однажды начинающие актеры вышли на вполне профессиональный уровень. Показали
пьесу "Новая шапочка Андерса" в театре "Летучая мышь", где
играл Никитин. В ложе тогда сидел сам Константин Сергеевич Станиславский! Ему
очень понравился спектакль, и он предложил ребятам показать свой репертуар во
МХАТе.
И вот в старом МХАТе студийцы играли сцену из "Синей птицы" – "царства
будущего". Константин Станиславский – высокий, стройный, красивый, седые
волосы – сидел за столиком, на котором стоял в серебряном подстаканнике стакан
с чаем и лимонной долькой, а рядом – маленькая тарелочка с двумя сухими пирожными.
Все считали, что перед ними Бог!
После просмотра Станиславский всех поблагодарил, а маленькую актрису, сыгравшую
Тильтиля, погладил по головке. Он ее просто благословил... Правда, тогда Евгения
Мельникова, тогда даже не обратила на это внимание. И только став уже актрисой
и прочтя книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве", пересмотрев все
спектакли старого МХАТа, она поняла, что ее в то время коснулся художественный
гений.
Кино
Потом была учеба в Государственном техникуме кинематографии. А по его окончанию
в 1930 году Евгения Мельникова попала в штат "Мосфильма". В то время,
правда, молодежь, главным образом, была занята на субботниках – киностудия переезжала
с Житной на Потылиху.
Евгении Мельниковой, конечно же, хотела сниматься. Тем более, что она уже успела
поработать в немом кино, правда, в эпизодах. Была такая картина "Изящная
жизнь". Главную роль советской милиционерши играла Жизнева, моряка-американца
– Тенин, а Мельникова играла буфетчицу Лизу. Ее эпизод заключался в следующем:
этот моряк - Тенин хотел ее поцеловать, а она, естественно, не могла такого стерпеть
и ударила его по лицу. Это и была первая роль Мельниковой и в немом кино, и на
экране вообще.
"Летчики"
Известный режиссер Райзман снимал фильм «Летчики», и все никак не мог подыскать
актрису на главную роль. Пробовались почти все актрисы, какие тогда существовали.
Неизвестно почему, но, как-то так случилось, что он обратил внимание на Евгению
Мельникову, хотя по сценарию требовалась высокая стройная девушка с голубыми глазами.
Мельникова явно не обладала такими данными. Но решили попробовать: актрису покрасили,
постригли, сшили летный костюм, и… утвердили. Это было счастье! Евгения даже почувствовала
себя летчицей, вошла в образ. А тут еще вдруг сказали, что нужно дать возможность
взлететь... Ощутить, так сказать, полет...
Ну что? Кроме как на велосипеде актриса, ни на чем не ездила! Ну, играла в
баскетбол, волейбол... А тут – взлететь! Приехали на Ходынку, увидели знаменитый
"У-2". После слов: "А теперь давайте прокатим Женю!", у Мельниковой
в мыслях пронеслось: или роль, или смерть. Когда налетались, сели, вся съемочная
группа: "Ну, как? Что там?" Оказывается, летчик делал в воздухе мертвые
петли!
"Цирк"
После фильма "Летчики" актриса почувствовала успех, стала знаменитой
и сразу же попала в поле зрения Александрова и Любови
Орловой. Они готовились к съемкам киноленты «Цирк». В общем, актрису
сняли для пробы, и этот кадр, где эксцентричная Раечка приходит к Марион Диксон
и говорит: "Товарищ Диксон, кому вы писали это письмо? Не Скамейкину?"
– как записали, так эта сцена и вошла в фильм.
"Цирк" имел огромный успех, он популярен уже более 60 лет. К сожалению,
Евгению Мельникову как летчицу признали, а как актрису цирка… увы! Несмотря на
то, что она и на лошади скакала, и в пушку залезала. Любовь Орлова, с которой
актриса подружилась во время съемок, как-то сказала: "Женечка, дорогая, имейте
в виду, что я сыграла не свою роль". И что бы это значило? "Марион Диксон
– не моя роль, – повторила Орлова. – Я собираюсь играть советских женщин, героинь".
Тогда стало все понятно, что рядом с ней никому делать нечего. И, несмотря на
добрые отношения, Мельникова не стала работать: Александров творил только для
Орловой. Это была замечательная пара, влюбленная друг в друга и работающая только
на себя.
После такого успеха, такой популярности актриса получила приглашение от режиссера
Юдина сняться в комедии "Девушка с характером", сценарий которой писался
именно на нее. Она собиралась родить ребенка, и отказалась, сказав тогда: "Нет-нет.
Что-нибудь одно: или кино, или ребенок. Вот семь лет подряд я снимаюсь, теперь
надо позаботиться о другом". Актриса решила стать матерью. В тот период у нее было много предложений. Роу предлагал сыграть царевну Несмеяну,
но она всем говорила: "Нет, нет и нет".
Мамы, тети, бабушки
А после войны Евгения Мельникова вернулась на экран уже в возрастных ролях.
Ее героини ушли в далекое, в историю. Евгения Константиновна обрекла себя на неузнаваемость,
очень рано перейдя на характерные и эпизодические роли. Сделала она это ради семьи,
ради дочери.
Актриса хорошо выглядела, моложе своих лет, но все же стала играть мам, теть,
и даже бабушек! Один за другим вышли фильмы "Школа мужества", "Аттестат
зрелости", "Первые радости", "Дело было в Пенькове",
"Коллеги".
Все роли были положительными, но однажды актрисе все-таки повезло. Она давно
мечтала сыграть отрицательную героиню. В Театре киноактера был спектакль «Несущий
в себе». И там был персонаж – некто Бодрухин, декан факультета. Актриса видела
таких людей, знала их, чувствовала, как надо сыграть. После проб Евгения Мельникова
была утверждена на эту роль не только в спектакле, но и в фильме «Жизнь сначала»,
который снимал Лев Рудник по этой пьесе. Актриса была очень довольна, что сыграла
такую роль. Многие ее даже не узнавали – такая она там была...
Евгению Мельникову, кстати, не узнали и в "Снежной королеве". Когда
режиссер Казанский предложил ей роль Бабушки, она даже удивилась – все-таки еще
не старая была. Ее всю обложили ватой, надели седой парик, очки, шапочку. Вроде
бы и неплохо получилось. И пошли, поехали бабушки – старушки!
Великолепная картина "Не хочу быть взрослой". И последняя интересная
роль – Евгения Мельникова и мама для героини Натальи
Варлей, и бабушка. Но там, конечно, главный человек – мальчик Кирилл Головко.
Это было такое очарование. И замечательный режиссер Юрий Чулюкин, трагически погибший
в Мозамбике. Он представлял на каком-то форуме советское кино. Весть о его смерти
потрясла актрису. У нее остались очень светлые воспоминания и о нем, и о совместной
работе.
"Чтобы помнили"
Евгения Мельникова оставила профессию в начале восьмидесятых годов. Но работа
всегда оставалась при ней. Она много играла в Театре-студии киноактера, вела шефскую
работу. А в последние годы актриса снималась для телепередачи «Чтобы помнили»,
рассказала о Сергее Столярове и многих замечательных советских актерах.
Актриса все, что могла, сделала. Она так много отдала кино и сцене, ничего
не требуя взамен. Фильмы и спектакли прошлых лет, в которых вместе с Евгенией
Мельниковой блистали великие артисты, режиссеры. И еще долгие годы поколения российских
зрителей будут с напряжением и надеждой следить за судьбой героев Евгении Мельниковой,
радоваться и горевать вместе с ними, убеждаясь в том, что настоящее искусство
вечно.
Личная жизнь
Муж Евгении Мельниковой, Анатолий Павлович, работал на "Мосфильме"
вторым режиссером. Он поставил пять картин с Владимиром
Басовым, затем помогал Сергею Бондарчуку
ставить батальные сцены в фильме "Судьба человека".
Надо заметить, что Евгении Мельниковой везло на встречи заметных фигур: царь
Николай II, Станиславский, Шолохов... Картину "Судьба человека" сняли
за год. Получили массу премий и призов. Но главное – удивили весь "Мосфильм".
После этого фильма к Бондарчуку стали относиться совсем иначе. Большую роль в
этом сыграл Шолохов, ему очень понравился материал.
Решено было такое событие отметить. И двадцать четыре человека во главе с Бондарчуком
и Шолоховым пришли в гости к Евгении Мельниковой. Квартира-то была только у них
с мужем! Причем, Бондарчук помог переехать в новый дом на Мосфильмовскую улицу.
И вот Евгения Константиновна принимает гостей. Раздвинули стол – бутылки, закуска,
а она сидит на пылесосе, любуется Шолоховым - высокий лоб, короткие светлые волосы,
хотя сам он был довольно маленького роста, но красивая голова!
У Евгении Мельниковой выросла прекрасная дочь. Она кандидат филологических
наук, преподает в МГУ на факультете журналистики. Она старший научный сотрудник
кафедры зарубежной печати и литературы. Внук актрисы – Андрей Голованов – спортивный
комментатор на ОРТ.
Ушла из жизни великая актриса 10 сентября 2001 года, оставив несгладимый след
в искусстве.
Автор - Алексей Генералов
Использованные материалы:
"Краткая биография Евгении Мельниковой", Сергей Капков, "Характерные
актеры российского кино" www.actors.km.ru
"Евгения Мельникова. Та самая "рашен Райка", Сергей Капков "Эти
разные, разные лица", 30 историй жизни известных и неизвестных актеров.