1988 Игла
1990 Такси-блюз
1991 Нога
1991 Анна Карамазофф
1994 Терра инкогнита
1995 Время печали еще не пришло
2005 Пыль
2006 Остров
2009 Царь
2010 Игла-Ремикс
2011 Шапито-шоу
2013 Пепел
МАМОНОВ
Петр Николаевич
Родился 14.04.1951, Москва
Лауреат премии «Ника» в категории «Лучшая мужская роль» (2007, за
фильм «Остров»)
Лауреат Приза «За лучшую мужскую роль» фестиваля российского кино во французском
городе Онфле (2007, за фильм «Остров»)
Детство
Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве на Большом Каретном. Его
феноменальный артистизм проявился еще в детском возрасте в довольно причудливых
формах - из двух средних школ его выгнали за то, что он «устраивал цирк».
Учеба, работа
В 1979 году Петр окончил Московский полиграфический техникум. Затем, в 1979–1982
годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института.
Лидер московского андеграунда 80-х, в совершенстве владел английским и норвежским
языками, его переводы публиковались во многих поэтических антологиях. Работал
печатником в типографии «Красный пролетарий». Трудовая карьера складывалась традиционно
для тех лет: грузчик, банщик и лифтер в Доме Литфонда.
Музыкальное творчество
Стихи и музыка в творчестве Петра Мамонова неразделимы. Вот и мы не станем
разделять. Ведь истинный художник творит в единстве целый мир. Петр Мамонов всегда
писал стихи, а песни начал с 1980 года. В 1983 году он собрал концептуально-экстравагантную
рок-группу «Звуки Му». Обстоятельства происхождения загадочного названия группы
Мамонов не в силах припомнить: «Просто как-то удачно ляпнул». Заметьте, ему уже
было за 30, что отличает его от практически всех других советских рок-музыкантов,
обычно, начинавших музыкальную карьеру в возрасте около 20 лет.
Первый
альбом «Zvuki Mu» был издан английским продюсером Brian Eno (работал с такими
группами, как «7Talking heads», «Roxy Music», «U2») в 1988 году на «Land records»
в Лондоне. Гастроли в Великобритании и Европе были организованны Opal Records,
и два тура по США под патронажем Warner Brothers. Был огромный успех. Возвратившись
в СССР, группа записала альбом «Транснадежность» и распалась. В России издано
коло 20 альбомов.
С 1991 года Мамонов выступал сольно. В 1991–1995 годах Петр Мамонов и Алексей
Бортничук работали над проектом «Мамонов и Алексей». Они издали одноименный альбом.
Алексей Павлов организует рэповую команду MD&C ПАVЛОV, Липницкий уходит в
журналистику, а Павел Хотин пытается продолжать свои эксперименты в области авангарда
и прогрессив-рока. В 1994 году Мамонов приглашает в «Звуки Му» знаменитого басиста
Евгения Казанцева и барабанщика Юрия «Хэнка» Кистенева, которого в дальнейшем
сменяет Андрей Надольский. В студийных условиях они пишут альбом «Грубый закат»
и несколько инструментальных композиций. Летом 95 года в деревне он заканчивает
работу над одним из самых сложных для восприятия альбомов – «Жизнь амфибий как
она есть». К сожалению, после записи этот состав ЗВУКОВ расходится, так и не реализовав
на сцене своей программы.
Пётр Мамонов был скандально известен своим пристрастием к алкогольным напиткам,
ярким подтверждением чему может являться песня «Звуков Му» «Бутылка водки». Олег
Коврига, занимавшийся выпуском альбомов и, частично, менеджментом «Звуков Му»,
вспоминал в 2006 году: «Я не могу сказать, что байки о Петином алкоголизме «сильно
преувеличены», по количеству организованных квартирников и выпитого на них алкоголя
мы с Петей были явными чемпионами города Москвы». При этом у Мамонова был свой
сценический образ – такого юродивого протестанта. В фильме Марины Любаковой, рассказывающей
о группе «Звуки Му», Мамонов и его коллеги отрекаются от своего прошлого, как
будто занимались чем-то нечестивым и ужасным.
«Я к своему прошлому действительно плохо отношусь, - признается Петр Мамонов»
- Потому что вел тогда скотоподобный образ жизни. А музыка – это просто талант,
который мне Бог дал. Все говорят: Пушкин, Пушкин… А покажите мне мать, которая
хотела бы, чтобы ее сын прожил жизнь так, как прожил ее Пушкин. Гением своим,
что от Бога, он хорошо распорядился. А вот жизнью…»
Театральное творчество
В 1992 году Петр ставит музыкальные шоу-спектакли и выступает на сцене драматического
театра имени К.С. Станиславского. Среди его работ: «Лысый брюнет» (1991), «Полковнику
никто не пишет» (1995), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1997).
Спектакли принимали участие в международных фестивалях Европы и Америки. 27
ноября 2003 года Петр Мамонов в последний раз сыграл спектакль «Шоколадный Пушкин»
- в «Клубе на Брестской» в рамках программы «Русский стиль», представляющей творческие
вечера мэтров российского искусства.
А уже в марте 2004 года состоялась премьера «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева».
«Балет» - так называется новый спектакль Петра Мамонова, Творческого объединения
«СВОИ» и артгруппы «Слепые».
Кино. Начало актерского пути
Впервые на экране Петр Мамонов появился еще в 1988 году. Тогда на волне перестроечного
обновления в отечественном кинематографе вышел первый полнометражный фильм Р.
Нугманова «Игла». Там Мамонов сыграл второстепенную роль, но, тем не менее, запомнился
зрителям.
В
1990 году на экраны вышла драма Павла Лунгина «Такси блюз», рассказывающая о том,
как жизнь свела двоих ни в чем не схожих людей - практичного таксиста (Петр
Зайченко) и безвольного спившегося музыканта Селиверстова (Петр Мамонов).
Фильм был очень высоко оценен за рубежом. На Каннском кинофестивале он получил
Золотую пальмовую ветвь лучшую режиссуру.
Вслед за этим вышло еще два фильма с участием Петра Мамонова: драма Рустама
Хамдамова «Аnna Karamazoff» (с Жанной Моро в главной роли) и драма Никиты Тягунова
«Нога» (по мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера). К сожалению, эти фильмы
остались в стороне от широкого зрителя. Такая же судьба ожидала и другие картины
90-х с участием Петра Мамонова: психологическая драма Янниса Типалдоса «Терра
инкогнита» и фильм Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло» (ироническая
исповедь или философская притча, где Мамонов сыграл удивительного странника, нарушившего
тридцать лет назад патриархальный покой интернациональной деревеньки).
«Мамонов – отшельник?»
В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации, переехав в деревню Ефаново Верейского
района Московской области. В свой деревенский дом недалеко от Вереи. Почему? В
45 лет Мамонов пережил «личный конец света». Он потерял интерес к жизни. «Вроде
все есть - жена у меня любимая, дети прекрасные, родители хорошие, работа замечательная,
свободное время, полная независимость, все меня любят, и я их люблю. И вдруг уперся
в то, что мне незачем стало жить. И кайфы не помогли. Обкуривался, опивался и
упирался в стенку. Для тупых или «спящих» это, может, и нормально. Для меня оказалось
пустотой...», - делился Мамонов. Двоюродный брат Петра - строитель предложил взять
участочек в строящимся поселке. Сначала Мамонов отказался. А потом приехал, увидел
эту неописуемую красоту, эти сосны, речечку и сказал: «Вот, я здесь и останусь».
«Я себе такой мавзолей построил. Когда в деревню приехали, я дом 15 х 13 фундаментом
заложил, пальцы гнул. И вот только теперь этот двухэтажный дом построили. Думаю:
ну и чего? 600 квадратных метров камня. И что я, сумасшедший, чтобы в таком количестве
камня жить? Детям всего этого не надо. «Было бы здоровье, остальное купим» – не
надо. А одному мне, дураку такому, махина эдакая не нужна. Вот и трудности. Сами
себе громоздим трудности. Денежки правят миром. Поэтому хочется отгородиться не
от людей, а вот от этого зомбирования. Я всю жизнь свою старался так построить,
чтобы быть полностью независимым. Сейчас в свой деревенский дом, где живу, куплю
ветряк, на крышу солнечную батарею поставлю, чтобы вообще отрезать эти электрические
провода и не зависеть от этого «демократического общества и либеральных ценностей».
«Ко мне вера пришла поздно в 45 лет, до этого я метался, гонялся, водку пил,
то, се, да тем более еще с талантом – это, знаете, метет, аж прямо туда-сюда.
Потом вдруг – как обухом. Вера – это всегда дар Божий, это не натужишь и поверишь,
там не бывает. Пошло дело потихоньку. Уже 11 лет, как я в этом». Так Петр Мамонов
стал православным христианином, полностью отказался от употребления алкоголя и
марихуаны.
На краю смерти
В 2003 году музыкант попал в больницу. О причинах госпитализации ничего не
сообщалось. Но они были понятны.
Все надеялись, что Петр Николаевич справится с болезнью и снова сможет работать.
Но положение оказалось гораздо серьезнее. Он пережил кому, реанимацию, возвращался
к жизни и снова был на грани.
«Пыль»
Возвращение удивительного, ни на кого непохожего актера на большой экран состоялось
в 2005 году. Молодой режиссер Сергей Лобан пригласил Петра Мамонова в свою картину
«Пыль». Фильм был снят на скромную цифровую камеру, практически без бюджета. В
нем приняло участие большое количество известных персонажей, и Мамонов был единственным
актером-профессионалом в фильме.
Фильм рассказывает о том, что будущего нет. По крайней мере, нет никакого объективного
будущего, так же как нет толком никакой объективной реальности: «Сигареты в руках,
чай на столе - эта схема проста, И больше нет ничего - все находится в нас...».
Круг замыкается, все остается, как есть, и, тем не менее: «Перемен требуют наши
сердца...». Герой - даже не герой, и его желания - тупость, но его сердце и пульсация
вен, тем не менее, чего-то требуют, заставляют куда-то бежать, к чему-то стремиться.
А это и есть жизнь. Желание перестать быть пылинкой, сором, полным ничтожеством
- это и есть желание перемен.
«Остров» в жизни Мамонова
У каждого актера должен быть свой режиссер. У Петра Мамонова он есть. Уже тогда,
в 1990 году, роль в «Такси-Блюз» Павла Лунгина принесла Мамонову грандиозный успех.
Актер даже номинировался на «Нику», но уступил пальму первенства Иннокентию
Смоктуновскому.
В
2006 году Мамонов вновь снялся у Лунгина – в драме «Остров». В фильме Мамонов
получил роль главного героя - старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.
После предложения актер поспешил к своему духовному отцу – сельскому батюшки.
Актера мучил вопрос - как он будет играть практически святого, если им не является?
На что батюшка ему ответил: «И не думайте, это ваша работа. Вперед!»
Петр Мамонов рассказывает: «Снимали на Белом море. Места там святые и страшные.
Вся эта земля была полита кровью мучеников. Монастырь - декорации, а вот кочегарка
- реальный домик, стоит прямо на костях, на том месте, откуда немцы отправляли
людей в лагерь или на расстрел. <…> Трудная работа на ветрах, но счастье,
когда люди, разные совершенно и по убеждениям, и по духу, и по жизни, и по всему,
вдруг объединились (Божий промысел), шелуха вся с них слетела - и мы стали снимать
что-то совсем не то, что мы придумали заранее. Там вот эти 40 дней – это было
сплошное счастье. Думаешь, вот сейчас придет Витя Сухоруков, посидим, чайку попьем,
поговорим о чем-нибудь интересном, даже водку не хотелось пить. Бывало, всю ночь
не спали, думали, что и как снимать. Разложим все по полочкам, предложим, а режиссер
не согласен. Мы вообще-то пешки, кино делает сценарий и режиссер…»
На первый взгляд, многим кажется, что картина несколько автобиографична. «А
это всегда так говорят, когда роль удается. Говорят, что актер сыграл себя. Что
это значит? Попробуйте-ка сыграть себя! Просто я, как сейчас выражаются, в теме.
Я верю в Господа, стараюсь изменить жизнь свою, падаю, спотыкаюсь, опять встаю,
опять падаю тысячу раз на день. Но для меня другого пути нет уже, я человек взрослый,
мне 55 лет. Для меня уже шансов нет, уже все, я в это сто процентов верю. Это
что, мне сказать: «Нет, все это чушь, выдумки, сказки, Бога нет, давай я обратно
буду жить»? Конечно, нет, когда я знаю опытно, что есть Господь, как он помогает,
я уже испытал на себе помощь Божью, благодатные его силы и прочее», - объясняет
Петр Николаевич.
Да, все роли Мамонова обозначают перемены в его внутренней жизни, как и у любого
другого актера в той или иной степени. «В христианстве есть много святых, которые
были грешниками. И именно грех служил толчком, чтобы уйти из мира. Человек изменяется,
слава Богу. Он может преобразиться. В этом смысл «Острова», и его он передает
прекрасно», - говорил Мамонов.
В этой картине Мамонов, действительно, раскрылся. Помог ему в этом, прежде
всего, Павел Лунгин: не раствориться в актере, а позволить актеру самому раствориться
в своей роли. Картину высоко оценили и зрители и специалисты. Целый год без оценки,
картина с небольшим бюджетом и полным отсутствием спецэффектов вдруг собрала в
кинопрокате более 2 млн. долларов, а у телеэкранов, когда ее показывали по каналу
«Россия», - 41% зрителей (рейтинг чуть меньше, чем у новогоднего поздравления
президента).
Картина оказалась абсолютной рекордсменкой за всю историю премии «Ника». 23
марта 2007 года в двадцатый раз прошло вручение этой престижной премии в столичном
театре Российской армии. Мамонов стал лауреатом премии «Ника» в категории «Лучшая
мужская роль». Помимо этого «Остров» был признан российскими киноакадемиками фильмом
года, а в общей сложности картина получила шесть «Ник». И это помимо других престижных
премий: «Золотой орел», «Белый слон», премия фестиваля российского кино «Московская
премьера», премия фестиваля российского кино во французском городе Онфле…
Сам актер ко всему этому относится более чем спокойно. На мероприятие, проходившее
в первом павильоне «Мосфильма», за своим «Орлом» Лучший актер года Мамонов явился
в затрапезной кофте и потертых джинсах. В момент вручения вместо торжественных
слов он поблагодарил вскормивший его народ и Бога и разразился ошарашившей всех
речью о России и речью в адрес современного отечественного кино: «Как-то я не
туда попал, не мое это… - начал, оглядев зал, Мамонов, - здесь я не могу помолиться.
Меня вот перед церемонией в коридоре окружили - все так восхищаются, устроили
мне какое-то идолопоклонство… А я вот хочу сказать, пусть Паша на меня не обижается:
вот какое-то кинцо - и вся страна рыдает! А когда человек умирает, Андрюша Жегалов
(оператор фильма «Остров») умер…».
Говоря же о своей работе в фильме, Петр Николаевич отмечает: «Я просто доволен,
что вышел такой простой и чистый фильм. Не нужно пафоса, проще надо быть». Ни
успех, ни слава его не смущает, он легко в этом признается: ««Остров» - очень
удачная работа, я ее не стыжусь. Я сделал все что мог. Во время съемок целыми
ночами думал и плакал... Посмотрел его девять раз, и он мне все больше нравится!
Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция
типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь».
Елизавета Самышева
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2000;
«Петр Мамонов: Бегал, бегал, а тебе уже 55»
«Петр Мамонов: Тьма - это отсутствие света» Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
24.07.2006
Мумин Шакиров, «Петр Мамонов на «Острове» Павла Лунгина»
«Петр Мамонов: На острове не хотелось даже водку пить» («Комсомольская правда»)
Виктор Матизен, «Рок-музыкант и актер Петр Мамонов: «Я закинул на чердак Тарковского»
Александр Белый, «Петр Мамонов. Досье». Сайт Звуки.Ру
Елена СМОЛИНА, «Кто сказал "Му". Рок-н-ролл по-русски: взгляд спустя
годы»
Наталья Мостакова, «Мамонов против мамоны» («Аргументы И Факты»)
Ольга Сабурова, «Актер – не актер. Да без разницы!» («Собеседник»)
Марина Леонидова, «От «Звуков Му» к человеку-острову» («Аргументы И Факты»)
Владимир Полупанов, «Жил я так, что друзей-то у меня нет» («Аргументы И Факты»)
Владимир Полупанов, «П. Мамонов. Человек — не «козёл»!» («Аргументы И Факты»)