Фильмография:
1946 Страницы жизни
1946 Во имя жизни
1947 Новый дом
1948 Путь славы
1948 Повесть о настоящем человеке
1948 Молодая гвардия
1948 Мичурин
1948 Драгоценные зерна
1948 Сталинградская битва
1949 Великая сила
1950 Донецкие шахтеры
1952 Навстречу жизни
1952 Римский-Корсаков
1954 Два друга
1955 Судьба барабанщика
1956 Крылья
1956 Выигрышный билет - короткометражный
1956 В добрый час!
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва
1959 В степной тиши
1960 Чужая беда
1960 Евгения Гранде
1960 Время летних отпусков
1961 Суд сумасшедших
1961 Наш общий друг
1961 Музыка Верди - короткометражный
1961 Зеленый патруль
1961 Будни и праздники
1961 Братья Комаровы - короткометражный
1961 Алые паруса
1961 А если это любовь?
1962 Ход конем
1962 Семь нянек
1962 Павлуха
1962 Остров Ольховый - короткометражный
1965 Чистые пруды
1965 Погоня
1965 Игра без правил
1966 Сказки русского леса
1968 Улыбнись соседу
1968 Ошибка Оноре де Бальзака
1972 Длинная дорога в короткий день
1973 Самый последний день - фильм-спектакль
1973 Каждый день доктора Калинниковой
1973 Истоки
1974 Повесть о человеческом сердце
1974 Любовь земная
1974 Бенефис Веры Васильевой - фильм-спектакль
1975 Ольга Сергеевна
1978 Не все коту масленица - фильм-спектакль
1981 Царь Федор Иоаннович - фильм-спектакль
1981 Беседы при ясной луне - фильм-спектакль
1985 Без вины виноватые - фильм-спектакль
|
ХОХРЯКОВ
Виктор Иванович
13.07 (26.07).1913, Уфа - 20.09.1986, Москва
Народный артист СССР (1973)
Лауреат Сталинской премии (1949, за роль в фильме «Молодая гвардия», 1951 за роль
в фильме «Великая сила»)
Детство
Впервые с театром Виктор Хохряков соприкоснулся в девять лет, когда отец привел
его в драматический кружок при детской больнице. Отец, ранее увлекавшийся самодеятельностью,
работал там счетоводом. Виктор, поначалу воспринявший драмкружок с большой неохотой,
очень скоро увлекся сценой. Он начал активно участвовать в школьной самодеятельности,
а в 15 лет и сам возглавил школьный кружок. В свободное от учебы время Виктор
устроился работать в Башкирский театр драмы: сначала учеником реквизитора, потом
рабочим сцены. Периодически юному актеру доверяли участие в массовках театра.
Начало театральной карьеры
В 1929 году Виктор Хохряков поступил в Ленинградский техникум сценического
искусства (впоследствии преобразованный в институт) на курс к Николаю Васильевичу
Петрову. Здесь он познал основы актерского мастерства, начал выходить на сцену
в своих первых эпизодических ролях. По окончании учебы в 1933 году Виктор был
принят в Академический театр имени А.С.Пушкина. Впрочем, поработать там он так
и не успел. Его учителя Николая Васильевича Петрова пригласили в Харьков возглавить
образованный там русский театр, и Виктор отправился вслед за ним.
В Харьковском театре Виктор Хохряков проработал семь лет, сыграв большое количество
разноплановых ролей, самыми заметными из которых были Митрофан в «Недоросле» Фонвизина
и Андрей Прозоров в чеховских «Трех сестрах». В те же годы актер проявил себя
и в качестве эстрадного чтеца.
Годы войны
В 1938 году Петров возглавил московский Центральный театр транспорта. Спустя
два года он пригласил к себе Виктора Хохрякова, и тот с радостью принял предложение
своего учителя. О начале Великой Отечественной войны Виктор и его коллеги по театру
узнали, находясь в гастролях в Тюмени. По решению «сверху» театр на время войны
направили обслуживать Дальневосточный военный округ, затем на Урал и по Сибири.
Актеры работали на совесть: два-три представления в день, а ночью снова в путь,
чтобы выступить в следующем населенном пункте. При этом умудрялись еще репетировать
и ставить новые спектакли. В активе Виктора Хохрякова на тот период были роли
в спектаклях: «Со всяким может случиться» (врач), «Машенька» (Леонид Борисович),
«Севильский цирюльник» (Бартоло), «Русские люди» (военфельдшер Иван Глоба) и др.
Из-за нехватки вспомогательного состава обязанности гримеров, рабочих сцены, декораторов
и т.п. актеры выполняли сами. Так Виктор Хохряков, например, заведовал бутафорским
цехом.
Первые роли в кино
В
кино Виктор Хохряков дебютировал уже в послевоенные годы. Среди его первых работ
на экране были роли в фильмах на популярную в те годы производственную тему. Это:
хирург Петров в картине Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Во имя жизни», инженер
Валерьян Андреевич Хомутов в мелодраме Бориса Барнета и Александра Мачерета «Страницы
жизни», председатель колхоза Кузьма Тимофеевич Вешняк в комедии Владимира Корш-Саблина
«Новый дом». В знаменитой ленте Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948), рассказывающей
о подвиге комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, Виктор Хохряков исполнил
роль секретаря обкома Проценко. Эта работа в 1949 году была отмечена Сталинской
премией. Второй раз Сталинской премии актер был удостоен в 1951 году за роль Милягина
фильме Фридриха Эрмлера «Великая сила» (картины откровенно слабой, но в силу тематики
облагодетельствованной правительством).
Малый театр
В 1953 году Виктор Иванович перешел в Малый Театр. К тому времени он был уже
опытным актером, заслуженным артистом РСФСР, лауреатом Сталинских премий. На новой
сцене он дебютировал ролью решительного и принципиального директора завода Потапова
в спектакле «Московский характер». Затем последовали: Редозубов в «Варварах»,
Воротынский в «Иване Грозном», генерал Рыбаков в пьесе «Иван Рыбаков», Овчаренко
в «Крыльях», Привратник в «Макбете» Шекспира – роли непохожие, по-разному интересные.
В Малом Театре Виктор Иванович прослужил до конца своей жизни. Будучи одним
из ведущих актеров театра, он переиграл множество разноплановых ролей: драматических
и комедийных, классического и современного репертуара. Надо заметить, что актер
сам постоянно стремился к расширению своего диапазона. Так, наряду со старым машинистом
Очередько в спектакле «Со всяким может случиться», рождался, казалось бы совершенно
нехарактерный для него Карандышев в «Бесприданнице» Островского. А еще были: Расплюев
в «Свадьбе Кречинского», Лопес в «Испанском священнике», Шельменко в «Шельменко-денщике»,
председатель колхоза Пытлеванный в спектакле «Поют жаворонки», Вершинин в «Бронепоезде
14-69»,Земляника в гоголевском «Ревизоре», Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова
и многие-многие другие.
В стенах Малого театра Виктор Иванович реализовал себя и в качестве режиссера.
Им были поставлены спектакли: «Каменное гнездо» (совместно с М.Н.Гладковым, 1957),
«Не всё коту масленица» (1973) и «Без вины виноватые» (совместно с А.Бурдонским,
1981).
Кино
Все это время Виктор Иванович продолжал регулярно сниматься в кино. В отличие
от театра здесь его герои были более типичными: председатели колхозов, директора
заводов, редакторы газет, секретари обкомов и горкомов, генералы, профессора и
прочие «высокопоставленные товарищи».
Ушел из жизни Виктор Иванович в Москве 20 сентября 1986 года. Похоронен на
Ваганьковском кладбище.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Михаил Костаков, «Валерий Хлевинский: «Владимир в моем сердце навсегда», http://www.vladimironline.ru,
21.01.2008;
Валерий Хлевинский, http://www.mxat.ru;
Валерий Хлевинский, http://vgv.avo.ru
|