1960 Обвал
1961 Двенадцать спутников
1961 На рассвете
1962 Шаги
1962 Воды поднимаются
1965 Здравствуй, это я!
1966 Люди одного города
1967 Операция "Трест"
1967 Треугольник
1967-1970 Штрихи к портрету
1968 Журавушка
1968 Каратель
1968 Шестое июля
1968 Новые приключения неуловимых
1968 На Киевском направлении
1968 Жил человек
1969 Белый взрыв
1969 Эхо далеких снегов
1969 Мосты через забвение
1970 Поезд в завтрашний день
1970 Расплата
1970 Сохранившие огонь
1970 Чайка
1970 Чрезвычайный комиссар
1971 Конец Любавиных
1971 Корона российской империи, или снова неуловимые
1971 Молодые
1971 Поезд в далекий август
1971 Расскажи мне о себе
1971 Тронка
1971 Следствие ведут знатоки. Дело №6. Шантаж
1972 Гонщики
1972 Круг
1972 Мужчины
1972 Перевод с английского
1972 Свеаборг
1972 Человек на своем месте
1972 Четвертый
1973 За час до рассвета
1973 Здесь наш дом
1973 Старые стены
1973 Цемент
1973-1974 Высокое звание
1974 Невеста с севера
1974 Океан
1974 Осень
1974 Премия
1974 Ущелье покинутых сказок
1975 Бриллианты для диктатуры пролетариата
1975 Вкус халвы
1975 Воздухоплаватель
1975 Здравствуйте, я ваша тетя!
1975 Когда наступает сентябрь
1975 Одиннадцать надежд
1975 Ольга Сергеевна
1975 Рассказ о простой вещи
1976 Рудин
1977 Собака на сене
1978 Аревик
1978 Звезда надежды
1978 Короли и капуста
1978 Любовь моя, печаль моя
1978 Приехали на конкурс повара...
1978 Снег в трауре
1978 Ярославна, королева Франции
1979 Бабушкин внук
1979 Живите долго
1979 Легенда о скоморохе
1979 Место встречи изменить нельзя
1980 Дульсинея Тобосская
1980 Коней на переправе не меняют
1980 Полет начинается с земли
1980 Рассказы о любви
1980 Рафферти
1980 Тегеран - 43
1981 Куда исчез Фоменко?
1982 Где-то плачет иволга...
1982 Гикор
1982 Нам здесь жить
1982 Никколо Паганини
1982 Профессия - следователь
1982 Свидание с молодостью
1982 Схватка
1983 Али-Баба и 40 разбойников
1983 Рецепт ее молодости
1983 Трое на шоссе
1983 Я готов принять вызов
1984 Берег
1984 Расставания
1984 Сказки старого волшебника
1985 Дороги Анны Фирлинг
1985 Искренне ваш...
1985 Сцены из трагедии М.Лермонтова "Маскарад"
1986 За явным преимуществом
1986 Крик дельфина
1986 Лицом к лицу
1986 Прекрасная Елена
1986 Тайны мадам Вонг
1986 Чужие игры
1987 Жизнь Клима Самгина
1987 Мегрэ у министра
1987 Одинокая орешина
1987 Претендент
1987 Раз на раз не приходится
1988 13-й апостол
1988 Город Зеро
1988 Радости земные
1988 Тайна золотого брегета
1988 Физики
1989 Биндюжник и король
1989 Две стрелы. Детектив Каменного Века
1989 Закон
1989 Князь Удача Андреевич
1989 Руанская дева по прозвищу Пышка
1989 Созвездие Козлотура
1990 Анекдоты
1990 Динозавры-ХХ
1990 Испанская актриса для русского министра
1990 Лицом к стене
1990 Паспорт
1990 По прозвищу "Зверь"
1990 Сделано в СССР
1990 Сто дней до приказа...
1990 Шапка
1991 Агенты КГБ тоже влюбляются
1991 Ау, ограбление поезда ("За все надо платить")
1991 Гангстеры в океане
1991 Говорящая обезьяна
1991 Детство Темы
1991 Казино
1991 Цареубийца
1992 Байрон ("Баллада для Байрона")
1992 Белый король, красная королева
1992 Бесы (Николай Ставрогин)
1992 В поисках золотого фаллоса
1992 Восточный роман
1992 Игра всерьез
1992 Катька и Шиз
1992 На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди
1992 Ричард Львиное Сердце
1992 Снайпер
1992 Хэлп ми ("Парень по вызову")
1992 Черный квадрат
1993 Альфонс
1993 Пистолет с глушителем
1993 Раскол
1993 Рыцарь Кеннет
1993 Сны
1993 Стреляющие ангелы
1993 Убийца
1994 Анекдотиада. История Одессы в анекдотах
1994 Белый праздник
1994 Несколько любовных историй
1994 Ноктюрн для барабана и мотоцикла
1994 Последняя станция
1994 Простодушный
1995 Американская
дочь
1995 Московские каникулы
1995 Ширли-мырли
1996 Возвращение броненосца
1996 Карнавальная ночь - 2
1996 Короли российского сыска
1996 Линия жизни
1996 Ревизор
1997 Бедная Саша
1997 Дети понедельника
1997 Дон Кихот возвращается
1997 Шизофрения
1997 Королева Марго
1998 Без обратного адреса
1998 Красная полоса
1998 Хары для мужчин
1999 Тайна Нардо, или сон белой собаки
2000 Бандитский Петербург
2000 Игра в джин
2001 Часы без стрелок
2001 Мамука
2001 Идеальная пара. Отдохните магистр
2002 Если невеста ведьма
2003 Криминальное танго
2003 Кавалеры морской звезды
2003 Бандитский Петербург-4 (Арестант)
2004 Моя прекрасная няня
2004 Моя большая армянская свадьба
2004 Легенда о Тампуке
2004 32-е декабря
2005 Три мушкетёра (Украина)
2005 Тайная стража
2005 Нечаянная радость
2005 Казус Кукоцкого
2005 Иллюзия мечты
2005 Звезда эпохи
2005 Дедушка моей мечты (Украина)
2005 Безумие: вызов и борьба (Украина)
2005 Адъютанты любви
2006 Кто в доме хозяин?
2006 Когда боги уснули (Украина)
2006 Дедушка моей мечты-2 (Украина)
2006 Бедная крошка
2007 Ярик
2007 Самый лучший фильм
2007 Руд и Сэм
2007 Репортеры
2007 Распятые (Украина)
2007 Любовь на острие ножа
2007 Джоконда на асфальте
2007 Возвращение блудного сына (Армения)
2007 Ванечка
2007 Артисты
2008 Улыбка Бога, или Чисто
одесская история
2008 Рука на счастье (Россия, Украина)
2008 Родительский день
2008 Исчезнувшая империя
2008 Исповедь дьявола (Украина)
2008 Исповедь Дон Жуана (Украина)
2008 Домовой
2008 Ван Гог не виноват (Украина)
2008 Белый холст
2008 Александр Македонский
2009 О, счастливчик! (Россия, Украина)
2009 Ахтамар (Армения) - короткометражный
2010 Тройка (Израиль, Россия)
2010 Золотая рыбка в городе N
2010 Гамлет
2010 Возвращение (Армения)
2011 Хранимые судьбой
2011 Товарищи полицейские
2011 Немец (Беларусь)
2011 Земский доктор. Продолжение
2012 Огонь, вода и бриллианты
2012 Любовь в СССР
2013 12 месяцев
2014 Расплата
2014 Домик в сердце
2014 Боцман Чайка
2014 Душа шпиона
2015 Последний янычар (Россия, Украина)
2017 Первый парень на деревне
2019 Ангелы умирают дважды
Читает текст:
1973 И тогда я сказал - нет...
1976 Дневник Карлоса Эспинолы
1983 Зеленый фургон
1989 Светлая личность
1997 Долголетие
1997 Михаил Калатозов. Путь к себе
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
ДЖИГАРХАНЯН Армен
Борисович
Родился 03.10.1935, Ереван
Народный артист СССР (1985)
Лауреат Государственных премий Армянской ССР (1975, «Треугольник»; 1979, «Снег
в трауре»)
Детство
Армен
Джигарханян происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не
знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые увидел
отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.
Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила
на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама, Елена Васильевна, хорошо владела русским,
она и отвела сына в русскую школу.
Армен Борисович вспоминает: "Семья-то
армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас,
русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве
или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом.
Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех,
кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне.
Не могу судить о других республиках - я их просто не знаю. Но в Армении был высокий
уровень русского языка за счет высокого уровня культуры".
Актером Армен
мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не
пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала
водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у
мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.
Начало
творческой деятельности
По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву
- поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям
не понравился акцент юноши, и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и
огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию
"Арменфильм", где проработал год.
В 1954 году Армен Джигарханян
поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича
Гулакяна (окончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии
как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове,
Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников "системы"
Станиславского, может быть, в национальном преломлении.
Одновременно уже
с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях
Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть
много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие
от самого пребывания на сцене. Роли были самыми разнообразными - от комедийных
и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных
до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл
30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш ("Гроза" А.Н.Островского),
Сергей (Иркутская история А.Н.Арбузова), Актер ("На дне" М.Горького).
В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина ("Именем
революции" М.Шатрова).
Первые роли в кино
Как и каждый
актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года Джигарханян
несколько раз пробовался в разные картины. Наконец, ему доверили роль молодого
рабочего Акопа в фильме "Обвал" (1960). Затем он сыграл учителя Александра
в картине "На рассвете" и роль в фильме "Воды поднимаются".
В
1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна "Здравствуй, это я!",
который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести
он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян
сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего
героя, и всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант.
Не случайно, что сам Армен Борисович во многих справочниках именно с картины "Здравствуй,
это я!" начинается фильмография этого замечательного актера.
Уже, начиная
с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна.
Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная
цельность и обаяние. Так в приключенческом телесериале "Операция "Трест"
(1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.
Отдельно
стоит упомянуть роль в лирической киноповести "Треугольник", вышедшей
в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца
Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении,
да и сам он до сих пор считает ее своей лучшей работой.
Переезд
в Москву
Большую роль в жизни Джигарханяна сыграла встреча с режиссером
А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский
Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян
успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле "Кабала святош"
М.А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян
правда был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера,
к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.
Вскоре артист
согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского
А.А.Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том
же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле "Разгром" А.А.Фадеева (постановка
М.А.Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в
спектакле "Трамвай "Желание" Т.Уильямса - накопив к тому моменту
опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед
необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, "отрицательный".
Овечкин, Кригс и другие
Начиная с конца 60-х Армен Джигарханян
начинает много сниматься в кино, и почти каждая из его киноработ становилась событием.
В знаменитых приключенческих лентах "Новые приключения неуловимых" и
"Корона Российской империи, или снова неуловимые" он сыграл белогвардейского
капитана Овечкина, в историко-революционном фильме "Чрезвычайный комиссар"
- комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести "Когда наступает сентябрь"
- неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна… Герои Джигарханяна неизменно
притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические
фильмы.
Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора
Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975). Армен Борисович вспоминает
об этом фильме: "Хороший фильм. Там звезды сошлись - не звезды актерские,
а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините
мое наивное воспоминание о "Тете:", но люди, занимающиеся актерским
делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались,
нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его,
испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение".
Театр.
70-е - 80-е
В 1975 году Армен Борисович сыграл философа Сократа в спектакле
"Беседы с Сократом" по пьесе Э.Радзинского. После этой работы о Джигарханяне
заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной
сцены.
Хотя в 1970-1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много
(в те годы он больше был занят в кино), но каждая его роль становилась предметом
обсуждений: Большой Па ("Кошка на раскаленной крыше" Т.Уильямса), лорд
Ботвел ("Да здравствует королева, виват!"), Нерон ("Театр времен
Нерона и Сенеки" Э.Радзинского), адмирал Нельсон ("Виктория" Т.Рэттигана)
и другие. В 1976 году артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле "Бег"
М.А.Булгакова.
"Лучше износиться, чем заржаветь"
Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимается в кино. Особую
любовь зрителей принесла ему роль Карпа - угрюмого горбатого главаря шайки "Черная
кошка" в культовом сериале "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Сам Армен Борисович признается, что любит этот фильм: "Он здорово сделан
по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. …В
данном же случае сошлось все: хорошая литература - братья Вайнеры, режиссер Говорухин,
компания актеров была убедительная", но о самой роли отзывается скептически:
"Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный
великолепной драматургией…"
Через год Джигарханян сыграл Фарричетти
в криминальной политической драме Семена Арановича "Рафферти" и профессионального
убийцу Макса Ришара политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова
«Тегеран-43».
В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах:
"Жизнь Клима Самгина" (Варавка), "Маскарад" (Казарин), "Рецепт
ее молодости" (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает
образ Менделя Крика в пьесе И.Бабеля "Закат".
На протяжении всех этих лет, ежегодно выходит не один, а несколько фильмов
с участием Армена Борисовича. Причем, любопытно то, что, обладая характерной внешностью,
он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев,
людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки.
К настоящему времени на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю
он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно,
что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов
Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Не зря Валентин
Гафт в свое время посвятил ему эпиграмму:
Гораздо
меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
Сам
актер считает эту ситуацию вполне нормальной. "Лучше износиться, чем заржаветь",
- говорит он.
Сыграв столько ролей, кажется, что просто не возможно не повторяться.
К тому же признаемся - есть немало даже неплохих актеров, которые с успехом эксплуатируют
однажды удачно сложившийся образ. К счастью Джигарханян к ним не относится. В
каждой очередной роли он всегда выглядит по-новому. Именно поэтому многие режиссеры
мечтают, чтобы Джигарханян согласился сняться в их фильмах, а зрители с удовольствием
смотрят картины с его участием.
Собственный театр
В конце
1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников в ВГИКе театр. Так
родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.
На
сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях "Возвращение
домой" Х.Пинтера и "Последняя лента Крэппа" С.Беккета. О последнем
рассказывает сам Армен Борисович: "…я играю Крэппа - полтора часа на сцене
в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности,
чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал - до такой степени гниет и разлагается
этот человек... Я играю его без зубов - свои протезы снимаю...".
Помимо
этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома
(здесь артистом сыграны Генерал в спектакле "Варвар и еретик" по "Игроку"
Ф.М.Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано",
спектакль идет под названием "Город миллионеров").
Личная
жизнь
Те, кто когда-то слышал миф о том, что Армен Джигарханян выкрал
свою будущую жену, как крадут невест джигиты, спасаясь от погони, ускакал с
нею стремительно в Москву, будут разочарованы, узнав правду: это не он ее соблазнил,
это она его соблазнила.
Их встреча могла не состояться вовсе, потому что
Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Армена Джигарханяна
- известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой
публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним
из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала,
потому что приехала из России, где еще не слышали об этой звезде. У нее в тот
момент был тоже некий перелом в судьбе: отойдя от профессии актрисы, она осваивала
новую специальность - стала работать в Ереванском театре завлитом. Армен с первой
встречи покорил Татьяну своим обаянием. Но их роман начался не вдруг, тому предшествовало
молчаливое томление души, неясность мысли, свободное течение времени. Нет, Татьяна
не боялась, что окажется непонятой и отвергнутой, она вообще не строила никаких
планов, а просто прислушивалась к себе и так и жила, переполненная чувствами.
Однажды она призналась Армену, что ей отчего-то скучно, а он сказал в ответ:
- Есть очень хорошее и проверенное средство от этого. - Какое? - спросила
она. - Нужно влюбиться, - ответил Армен и серьезно посмотрел на нее.
Ей
очень понравился его ответ. Он советует влюбиться? Замечательно! Но она уже влюбилась,
а он ничего не видит. Еще Гете сказал, что "начало всегда приятно, именно
на пороге надо останавливаться", и Татьяне хотелось как можно дольше пребывать
в состоянии неизвестности, ведь оно было таким легким и необременительным.
Однажды,
когда Армен сидел у нее в завлитовском кабинете, ее позвали к директору. Проходя
мимо него, Татьяна наклонилась и, нежно поцеловав его в нос, быстро скрылась за
дверью. Потом они стояли у окна, смотрели на улицу и молчали. Таня первая сказала:
-
Вы знаете, я последовала вашему совету. - Какому? - не понял он. - Влюбиться.
Вы посоветовали мне, чтобы интересно жилось, влюбиться, и я влюбилась. Тут она
умолкла. Он тоже молчал... - В вас, - выдохнула она.
Начались встречи,
прогулки допоздна, бесконечные разговоры о жизни, театре, искусстве. Однажды,
провожая ее, он решился: "Можно вас поцеловать?" - "Разве об этом
спрашивают?" - смутилась Татьяна.
Свадьбы как таковой не было. Пришлось
срочно собираться в Москву - Эфрос прислал телеграмму. Они расписались уже в столице,
пригласив двух свидетелей. Не успели найти кольца, и на Танин палец было надето
обручальное кольцо, с которым венчалась когда-то бабушка Армена. После регистрации
вчетвером провели вечер в ресторане "Арагви"…
С тех пор супруги счастливо живут вместе
Алексей Генералов
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Наталия Корнеева, "Татьяна Джигарханян: Нас с Арменом разделяет океан"
(журнал "Отдохни!", N4, 2002);
Джигарханян, Армен Борисович - биография (http://www.krugosvet.ru);
Армен Джигарханян - биография (http://www.biograph.comstar.ru);
Полина Капшеева, "Умозрительно любить невозможно" (http://natura.peoples.ru);
Ольга Шаблинская, "Армен Джигарханян: Больше всего на свете люблю себя"
("АиФ Суббота-воскресенье" № 21 (134) от 22.05.2001 http://www.aif.ru);
Владимир Нузов, "Интервью с Арменом Джигарханяном" (Вестник №13(298)
26.06.2002 http://www.vestnik.com)