1939 Щорс
1939 Трактористы
1939 Истребители
1939, 1946 Большая жизнь
1941 Богдан Хмельницкий
1941 Валерий Чкалов
1941 Боевой киносборник №8
1942 Чудесная скрипка - короткометражный
1942 Сын Таджикистана
1942 Боевой киносборник "Юные партизаны"
1942 Котовский
1942 Как закалялась сталь
1942 Дорога к звёздам
1942 Годы молодые
1942 Александр Пархоменко
1943 Два бойца
1944 Я - черноморец
1944 Однажды ночью
1944 Малахов курган
1945 Золотая тропа
1947 Белая тьма (Чехословакия)
1947 Сказание о земле сибирской
1949 Встреча на Эльбе
1949 Кубанские казаки
1949 Падение Берлина
1951 Незабываемый 1919 год
1952 Максимка
1953 Судьба Марины
1954 Большая семья
1955 Мексиканец
1956 Илья Муромец
1958 Поэма о море
1959 В степной тиши
1959 Жестокость
1959 Хождение по мукам
1960 Повесть пламенных лет
1961 Казаки
1962 Путь к причалу
1963 Оптимистическая трагедия
1965 Над нами южный крест
1966 На диком бреге
1968 День ангела
1969 Ночной звонок
1971 Остров сокровищ
1973 Дети Ванюшина
1975 Назначаешься внучкой
1975 На край света
1976 Моё дело
1976 Первый рейс
1977 Сапоги всмятку
1980 Сергей Иванович уходит на пенсию
1982 Предисловие к битве
1982 Слёзы капали
АНДРЕЕВ
Борис Федорович
09.02.1915 - 25.04.1982
Народный артист СССР (1962)
Лауреат Государственных премий СССР (1948 - "Сказание о земле Сибирской",
1950 - "Падение Берлина")
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии для актеров" за
1959 год
Юность
Борис Федорович Андреев родился в Саратове 9 февраля 1915 года,
в рабочей семье. Детские и юношеские годы будущего актера прошли
в приволжском городке Аткарск.
После семилетки Борис Андреев стал работать слесарем-электормонтером на комбайновом
заводе. Тогда же он начал заниматься в заводском драмкружке. Заметивший
его успехи И.Слонов предложил ему поступить в Саратовский театральный
техникум, который Борис Андреев успешно окончил в 1937 году.
Предвоенное время
В 1936-1939 - актер Саратовского драматического театра имени К.Маркса, затем
- Театра-студии киноактера в Москве.
В кино - с 1939 года. Снялся в более 50-ти фильмах, читал закадровые тексты
к документальным фильмам, озвучивал анимацию.
Дебютировал в кино ролью Назара Думы в фильме Ивана Пырьева "Трактористы",
где актер не затерялся среди уже известных артистов. Потом была роль Харитона
Балуна в "Большой жизни" (1 - я серия - 1940 г., 2 - я - 1958 г.). В
образах современников, внешне грубоватых простых, не знающего компромиссов парней,
Андреев раскрывал душевную широту русского характера.
Работа во время войны
В 1943 году, вышел легендарный фильм "Два бойца". Он был снят в разгар
Великой Отечественной Войны, и был явно предназначен поднимать дух бойцов и мирного
населения. Рассказ о дружбе Аркадия Дзюбина (Марк
Бернес), неунывающего, лихого и бедового парня из Одессы, и Саши Свинцова
- "Саши с Уралмаша" в исполнении Бориса Андреева преисполнен юмором,
добротой, таким пониманием солдатской жизни, что картина пользовалась успехом
долгие годы.
Во время войны вышло еще несколько фильмов с участием Андреева - "Малахов
курган", "Я - черноморец" - где Борис Федорович
играл отважных и мужественных советских солдат.
Большая семья
В 1954 году на экраны вышел фильм Иосифа Хейфица "Большая семья".
Этот фильм, как бы делился на две половины. Главный герой первой - строящийся
корабль. А люди важны лишь в той степени, в которой имеют отношение к его рождению.
Многословные разговоры о заклепках и болтах, освященные сталинским портретом (небольших,
впрочем, размеров) составляют основное содержание этой части. И вдруг, где-то
к середине ленты начинают происходить немыслимые в тогдашнем кино вещи. Производственный
процесс отходит на задний план, а люди не просто начинают жить нормальной жизнью,
но и задумываются над вопросами, которых для героев советского кино не существовало
двадцать лет.
Появляются полнокровные характеры. Борис Андреев, четыре года назад представший
железобетонным Алексеем Ивановым из "Падения Берлина", играет главу
среднего поколения Журбиных, живого человека, органически чуждого всяческой показухе.
Его поведение явно выламывается за рамки схемы "положительный потомственный
пролетарий". Что же касается сцены, в которой Иван Журбин отчитывает сына,
возгордившегося после первой производственной удачи, то с нее можно начинать отсчет
послевоенного социально-критического кинематографа СССР и Восточной Европы. Иван
со своим старым другом приходят на квартиру передовика и принимаются всячески
ерничать над возгордившимся парнем и, что самое удивительное, над барабанным трепом
из радиоприемника. С точки зрения нормативной эстетики, сцена эта криминальна
вдвойне. Во-первых, осмеянию подвергнута слава рабочего. А во-вторых, проявлено
неверие в объективность истины, излагаемой средствами информации, Но главной заслугой
было то, что на экран вернулись простые и вечные человеческие чувства - любовь,
семья, дети. Не случайно этот фильм заслужил в те годы всенародное признание.
Русский богатырь
В 1956 году Борис Андреев снялся в главной роли в сказке "Илья
Муромец". "Илья Муромец" - фильм во многих отношениях
этапный. Он был первым советским широкоэкранным фильмом. К тому
же, это один из самых масштабных отечественных фильмов, попавший
в Книгу рекордов Гиннесса: на съемках, в частности, были задействованы
11 тысяч лошадей. Немало доселе невиданного (и по сию пору непревзойденного)
принес он и в области грима, трюковых съемок, спецэффектов. В
этом фильме Андреев создал образ настоящего русского богатыря,
меняющего плуг на меч, что бы противостоять злу.
На съемках "Ильи Муромца" с Борисом Федоровичем произошел забавный
случай. На съемочную площадку пришел здоровенный милиционер, долго разглядывал
Андреева, затем покачал головой и сказал: "Нет, не то… Слабак. А еще Муромца
играешь. Я, брат, пожалуй, поздоровее тебя буду…" Андреев молча поднялся,
обхватил милиционера поперек туловища и с размаху забросил в море. Назавтра в
местной газете появился фельетон о распоясавшемся артисте, который "топит
в море милиционеров". Андреев прочитал пасквиль, страшно рассердился и дал
зарок больше не появляться в Ялте. Слова своего он не нарушил, и много лет спустя,
уже пожилым человеком прибыв с туристическим теплоходом в Ялту, на берег так и
не сошел.
Возрастные роли
В 1960-е Борис Андреев перешел на возрастные роли. Проникнуто
эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Баукина
в "Жестокости" (1959) и угрюмого боцмана Росомахи в
фильме Г. Данелия "Путь к причалу" (1962). Крупнейшей
работой артиста в кино стала роль командира морского отряда по
кличке Вожак в фильме С. Самсонова «Оптимистическая трагедия»
(1963) по одноименной пьесе Вс.Вишневского. За исполнение этой
роли Вожака актер был удостоен Государственной премии.
В начале 70-х годов Борис Федорович дебютировал в качестве звукорежиссера в
фильме "Вандербуль бежит за горизонт". А к концу 70-х он полностью переключается
на звукорежиссерскую работу. Последнюю роль актер сыграл в фильме "Предисловие
к битве" (1982).
Друг
Одним из ближайших друзей Андреева был актер Петр Алейников.
Перед смертью тот признался, что хотел бы, что бы его похоронили
на Новодевичьем кладбище. Однако власти отказали, мотивируя тем,
что на Новодевичьем хоронят лишь народных артистов. Тогда Борис
Андреев, надел все множество своих регалий и отправился к тогдашнему
хозяину Москвы Промыслову. Но никакие доводы заслуженного артиста
не помогли. Тогда Андреев, отбросив церемонии, опустил на вельможный
стол свою огромную кулачину: "А я помру - меня куда снесут?"
- "Вот вам по всем статьям положено Новодевичье!" -
"Значит, так, - прогремел Андреев, - официально требую: положите
Петьку в мою могилу на Новодевичьем! А меня уж - хоть под забором!.."
И добился-таки: лежит Алейников на элитарном кладбище! А андреевской могилы
там нет: его схоронили на Ваганьковском… Умер он в том же году, что и его жена
Галина Васильевна.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Борис Андреев. Биографическая справка http://www.ozon.ru;
Борис Андреев. Актерские байки http://kino.kulichki.com